МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Широкова Елена Сергеевна
Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ «Детский сад № 6» филиал «Детский сад № 43»

Семинар-практикум на тему :

«Развитие эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

педагог-психолог

Широкова Е. С.

г. Верхняя Пышма

2023 г.

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

• раскрыть для педагогов понятие «эмоции», «эмоциональный интеллект»;

• сформировать представление педагогов о значимости развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста;

• познакомить педагогов с приемами развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

(1 слайд, 2 слайд)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Что такое эмоции и эмоциональный интеллект? Давайте сегодня с вами попробуем разобраться.

(3 слайд)

ЭМОЦИИ – это естественные реакции организма. Если говорить через этимиологию, то эмоции это движение. Абсолютно все эмоции важны и нужны.

(4 слайд)

- Что-то случилось, где-то что-то упало или кто-то крикнул – я могу испугаться – это моя реакция для того что бы обратить внимание.

- что-то неожиданно новое – я удивляюсь, глаза расширяются, не только глаза, но и все наши сенсорные системы начинают впитывать «так что-то новое, нужно быстро определить – это опасно или нет».

- радость – я подкрепляю в этот момент состояние «МНЕ ХОРОШО, и я запоминаю как к нему возвращаться.

- интерес – побуждает к поисковой деятельности. Так интересно, а что же еще, а если разобраться поглубже…

- грусть – важнейшая эмоция, очень полезная, дает возможность немного остановиться – осознать, а что же произошло? что пошло не так? для чего мне это нужно?

- гнев – это такая эмоция, которая моментально дает силы, активизирует все ресурсы организма для быстрого действия атаки.

(5 слайд)

Поэтому эмоции нейрофизиологические, они устроены благодаря такой части мозга как лимбическая система. Произошли изменения во внешней среде или внутри организма – у нас пришла эмоция. И можно сказать, что это изначально неуправляемый процесс. Но у нас есть надстройка неокортекса - коры головного мозга, которая нам позволяет определить причину этих эмоций :

Я испугался – почему? Мне радостно – почему? Мне грустно – почему?

Очень важно, что любая непрожитая эмоция, любая зажатая эмоция в себе, будь это гнев, или грусть, расстройство, она потом влияет на организм.

(6 слайд)

Методика познания эмоций.

(7 Слайд)

А что же такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект :

- это понимание своих эмоций, чувств, переживаний; понимание чужих чувств, эмоций, переживаний;

- это понимание причин возникновения этих эмоций;

- управление этими эмоциями, как своими, так и окружающих

- и конечно же это способность проявлять эмпатию.

(8 слайд)

Но бывает так, что мы испытываем какую-то эмоцию, а опознать ее не можем, особенно маленькие детки. Почему так происходит? Это навык. Эмоциональный интеллект является навыком. А что такое навык – это то, что можно натренировать. То есть можно его развивать от 0 и до 99, то есть в любом возрасте. Как он развивается? Через такие три системы:

Какая это эмоция? – откуда она взялась? – как ей управлять?

Очень важно понять, например грусть она какая? как она переживается на уровне тела, что происходит с моим лицом, что происходит с внутренним ощущением. И это очень глубокий процесс.

Практика: (лист А4 разделен на 4 части, чем старше ребенок, тем больше частей можно сделать, карандаши, фломастеры). У каждого из нас были такие моменты когда нам становилось грустно, необходимо заполнить эти квадратики. Закончили, а теперь посмотрите, здесь такая картинка получилась, а здесь такая – они все разные, но это грусть и она везде разная, имеет множество оттенков. И это понимание приходит когда проговариваешь, происходит перенос, возникают внутренние ощущения – это сработало наше тело, наш организм, мы можем распознавать и мы обозначаем. Мы придали этому смысл, мы поняли как эта эмоция проживается, сможем понимать причину и соответственно управлять.

(9 слайд)

Мы не можем обучать детей эмоциональному интеллекту, если сами не научились этим практикам. Хочу познакомить вас с практикой ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ. Это так же как мы приучаем детей чистить зубы утром и вечером, мыть руки после улицы, принимать душ, что бы смыть с себя пыль и грязь накопившуюся за день. А эмоциональные реакции точно также как пыль и грязь налипают на нас, и мы такие пыльные и грязные с нечищеными зубами идем к детям, своему ребенку.

Поэтому незадолго до того, как зайти к своим детям, останавливаемся на минутку. Сначала превращаемся в зрение, и мы видим какая зима вокруг, или осень, или весна-лето, и деревья, и дома, мы видим такое количество нюансов, оттенков, всю эту красоту вокруг.

После прикрываем глаза и фокусируемся на слух, где-то птички поют, снег скрипит, ветер завывает.

Потом переключаемся на состояние своего тела – вдыхаем этот воздух, чувствуем эти запахи вокруг, ощущаем тепло или прохладу. Ощущаем напряжение в теле, расправляем плечи, чувствуем как усталость сходит с нас. И думаем, так какую бы чашечку чая я бы сейчас выпила, может с облепихой, а может с лимоном.

Очень важно, если я понимаю, что это осознанный элемент моей перезагрузки. Когда мы переключаем наши сенсорные системы, мы даем нашему мозгу и нашему организму состояние: Я ЗДЕСЬ, Я СЕЙЧАС, Я ЖИВУ и со мной ВСЕ ХОРОШО.

(10 Слайд)

Существует формула:

Я чувствую – потому что – я хотел бы

В этой формуле все три этапа работы эмоционального интеллекта. Я чувствую усталость – потому что провел на работе 8 часов – я хотел бы принять душ и что бы меня 15 никто не трогал. Это то, с чего можно начинать каждому родителю, педагогу, коммуникацию с ребенком в любой ситуации.

(11 Слайд)

Существует техника подачи информации. Это 5 шагов, пройдя которые можно научить детей любому навыку.

Я чувствую - я хочу - я знаю - я могу - я делаю

Почему первый шаг всегда я чувствую? Представим ситуацию: привели ребенка в детский сад, а он спит на ходу, уже позавтракали, началось занятие, а ребенок все еще в состоянии «поднять подняли, а разбудить забыли». вот «Я чувствую» это как раз про то, чтобы вернуть ребенка в состояние здесь и сейчас. Давайте вместе попробуем:

-сначала 5 раз поднимем руки вверх (наши лица меняются). Это всегда включение крупных мышц, происходит активизация всего организма. (можно сделать несколько приседаний или пошагать на месте)

- теперь вдох-выдох, еще раз. успокаиваемся

- соединяем руки в замочек перед собой, поменяли замочек, и так несколько раз. Любое кинезиологическое упражнение ухо-нос. Включается правое и левое полушарие

- а теперь зафиксируем внимание: голова, пятки, нос, колени, спина. Происходит включение, спина выпрямляется, взгляд, улыбка, то же самое произойдет и с вашими детьми. Мы активизируемся в моменте здесь и сейчас.

Следующий шаг Я ХОЧУ. Для того что бы занятия не были насилием, необходимо и важно спросить разрешения: Ребята, а хотите узнать как появляется хлеб. То есть нам необходимо от детей получить разрешения, заинтересовать, заинтриговать.

Переходим к знаниям Я ЗНАЮ. Мы можем вместе изучать буквы, когда поем песенку, рисуем, лепим, через сказку, разговор, диалог. Есть множество вариантов как можно одну и ту же тему представить в разных форматах. Что мы получаем? Каждый для себя найдет тот способ, который ему будет наиболее близким. Это не скучно и интересно, потому что происходит переключение форматов.

И происходит маленький 4 шаг Я МОГУ. Это навык рефлексии. Я сегодня действительно узнал новые буквы алфавита, я научился считать до 10, или я узнал сегодня про новую профессию. И ребенок осознал, что именно он сегодня узнал. И это не только знания – я сегодня понял как можно новым способом сложить футболку, штаны. Это легко. Я могу.

И тогда 5 шаг происходит автоматически. То есть если в момент включения Я ЧУВСТВУЮ- я здесь присутствую, а не витаю в облаках, если я искренне сказал да, Я ХОЧУ это узнать, или мне дали эту информацию с моего согласия, если Я ЗНАЮ и через разные форматы точно понял материал. Я зафиксировал в конце занятия Я МОГУ, я действительно про это узнал, изучил. То я с интересом буду применять это в жизни.

(12 Слайд)

Если родители, педагоги будут обучаться навыкам, практикам эмоционального интеллекта, то и наши дети будут успешнее и чуточку счастливее.

Если у родителей или у педагога низкий уровень эмоционального интеллекта, они не чувствуют эмоций детей, свои эмоции, это приводит к манипулятивному поведению детей. Они становятся манипуляторами. Эти детки становятся потом взрослыми, которые могут добиваться больших успехов идя по головам. Или наоборот, замыкаются в себе. «Я здесь один, я ни на кого не могу положиться. Да я буду выживать». Как он выживет, каким образом дальше уже зависит от каждого ребенка. Он теряет важнейшую базу – доверие к миру, которое ему необходимо.

(13 слайд)

А теперь предлагаю немного поиграть. Игра «Передай эмоцию». Я предлагаю нам встать друг за другом. Теперь я последнему стоящему скажу на ушко эмоцию, которую ему необходимо будет передать. Эмоцию будем передавать по цепочке, как в детской игре «Испорченный телефон», только с помощью мимики и пантомимики. (участникам предлагается изобразить следующие эмоции : удивление, отвращение, стыд, радость). В работе с детьми я не произношу эмоцию на ушко, а использую либо кубик «Эмоции, либо карточки с изображением разных эмоций. Карточки можно взять абсолютно из любой игры или подобрать в интернете.

(14-19 Слайды)

Игры и упражнения применяемые в работе с детьми дошкольного возраста, вы можете подойти посмотреть, порисовать, поиграть.

(20 слайд)

Обратная связь: что вам понравилось на нашей встрече, что нового узнали для себя, что не понравилось? (можно предложить каждому взять по конфетке из коробочки и проговорить свои пожелания)

(21 слайд) спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум с воспитателями «Роль игры в сохранении эмоционального благополучия детей-дошкольников»Семинар-практикум с воспитателями «Роль игры в сохранении эмоционального благополучия детей-дошкольников» Данный семинар-практикум может быть полезен социальным педагогам и педагогам-психологам ДОУ, а также старшим воспитателям. Цель: повысить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 марта 2024 в 15:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Широкова Елена Сергеевна (УИ 1456994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД