Получи документы

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

Татьяна Коваленко
Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии дошкольников. Она вносит разнообразие в их

жизнь, дарит радость. Сопереживание, оказание помощи, содействие в игровом контексте позволяют обогатить их эмпатийный опыт, а использование проблемных ситуаций -закрепить полученный опыт в собственной модели поведения.

Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

В бесхитростном искусстве детского театра дети удовлетворяют свои потребности в творческом самовыражении, проявлении инициативы и самостоятельности. Участвуя в спектакле, учатся сотрудничать, координировать свои действия и желания, слушать других и внятно говорить о том, что для них важно.

Игра в театр помогает детям накапливать опыт проживания различных ситуаций,

испытывать разнообразные чувства и эмоции, учиться сопереживанию. И действительно, художественные произведения заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в «процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»(В. А. Сухомлинский)

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие ситуации опосредованно- от лица персонажа. Это помогает преодолеть робость,неуверенность в себе.

Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности.

Подготовительным этапом к разыгрыванию театральных спектаклей является знакомство детей с различными эмоциональными состояниями и настроениями. Дети не только вспоминают и воспроизводят пережитые эмоции и чувства, но и осознают природу их появления, овладевают способами их выражения вербально и с использованием пантомимики, мимики. Когда ребенок может говорить об эмоциях, его речь становится богаче, он лучше мыслит, тоньше понимает себя, свои переживания. Овладев языком эмоций : мимикой, выразительными движениями, интонацией - ребенок учится понимать эмоциональное состояние других людей, что очень важно для продуктивного общения в театральных постановках. Часто такой полученный опыт помогает детям не только лучше понимать эмоции и чувства других, но и избегать конфликтных ситуаций, контролировать и «откладывать» негативные эмоциональные проявления.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они признаны первичными формами психической жизни детей, центральным звеном в психическом развитии личности.

Они побуждают к активности,стимулируют и регулируют эту активность. Эмоции помогают

приспособиться к различным ситуациям. Страх, который испытывает ребенок, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Эмоции -это «послание Окружающим о внутреннем состоянии. Если ребенок грустный или злой, значит,у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, счастлив -значит,в его внутреннем мире все хорошо. Речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение тесно связаны с состоянием эмоционально -волевой сферы. Внешним ее проявлением является эмоциональная выразительность (мимика, пантомимика, жесты, выразительная речь, жесты эмоциональная лексика, которая подвластна контролю и влиянию. А это значит, что, развивая эмоциональную выразительность, можно влиять на внутренние эмоциональные механизмы и психические процессы.

Предлагаем развивать эмоциональную сферу дошкольников в игре, так как именно игра помогает продолжительное время поддерживать высокую мотивированность детей и помогает им вживаться в различные образы. Это естественная деятельность в детстве. В игре дети инсценируют движения, мимику, интонации, характерные для эмоционального состояния героя.

При организации и проведении эмоционально выразительных игр важно учитывать

специфику выразительности каждой эмоции. Необходимо демонстрировать различные эмоциональные состояния радость, грусть, страх, удивление, злость, отвращение.

Последовательность в усложнении игр, способов их организации,предполагающие повторение действий по образцу; игры, включающие в себя завершение действий, начатых взрослыми; игры, предполагающие самостоятельные импровизации с реальными, воображаемыми предметами, без предметов;последовательность введения выразительности эмоций- начинать нужно с компонентов, подвластных управлению и самоконтролю (жесты, мимика, постепенно вводя игры, предполагающие принятия детьми различных поз, использование голосовых импровизаций.

Основными средствами развития представлений об

эмоциях выступают детская художественная литература,

фольклор, иллюстративный материал, серии

картин, настольный театр, развивающие игры, схемы эмоций.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Представляю вам игры,которые помогут в развитии эмоциональной сферы.

«ЗЕРКАЛО»

Цель: Развивать выразительность движений, произвольность.

Ведущий произносит фразы(«О горе мне, горе.», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!», «Бедная я,несчастная», «У меня болит живот», «Мне холодно», а дети изображают ее предполагаемое эмоциональное состояние

«ХОРОВОД»

Цель: Развивать чувство общности, выразительность движения; снимать напряжение.

Дети встают в круг и по команде ведущего, двигаясь друг за другом, изображают печального зайчика,

злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

«ЧТО И КОГДА Я ЧУВСТВУЮ»

Цель: Развивать умение называть чувства и соотносить их с ситуациями.

Ведущий спрашивает у детей,какие чувства могут испытывать люди. Каждому ребенку предлагается из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния выбрать одну и рассказать, когда он бывает таким(«Я радуюсь, когда.», «Мне страшно,когда.» И т. д.)

«ИЗОБРАЗИ НАСТРОЕНИЕ!»

Цель: Развивать воображение, выразительность движений, произвольность.

Ведущий произносит фразы(«О, горе мне, горе.», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!», «Бедная я, несчастная», «У меня болит живот», «Мне холодно», а дети изображают ее предполагаемое эмоциональное состояние.

«РИСУЕМ настроение»

Это задание многогранно по своим целям и способам воплощения.

I вариант. Начинать занятие с выполнения рисунка «Мое настроение сейчас».

II вариант. Каждый рисует ту эмоцию, которую хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался изобразить автор.

III вариант. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

«Повтори фразу»

Цель: Развивать выразительность речи.

Ведущий произносит фразу(«У меня есть котенок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, отвращением, со страхом, с грустью, удивлением.

«Испорченный телефон»

Цель: Развивать эмоциональную сферу;

Закреплять пройденный материал.

Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза, («спят»).Ведущий молча показывает первому участнику игры какую-нибудь эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Тот, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял,но тоже без слов. Далее все по очереди передают свою версию увиденного. После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какую эмоцию им показывали,так можно найти того, кто исказил информацию, или убедиться, что «телефон» был исправлен.

Возможные вопросы для обсуждения

1. По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?

2. Как думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?

3. Трудно ли было понять другого участника?

4. Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

«Угадай эмоцию

Цель. Развивать эмоциональную сферу; закреплять пройденный материал.

На столе картинкой вниз раскладываются схематичные изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить их с помощью мимики, голосовых интонаций. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

«Глаза в глаза»

Цель. Развивать воображение, выразительность движений, произвольность, умение чувствовать другого по его мимике, пантомимике.

Все разбиваются на пары и берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции :

1. Я грустный, помогите мне!

2. Мне весело, давай поиграем!

3. Я не хочу с тобой дружить».

Потом дети обсуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась.

«На что похоже настроение?»

Цель. Развивать воображение, словарный запас, умение описывать свое настроение.

Участники по очереди говорят, на какое время года, природное явление, какую погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает сравнение взрослый : «Моё настроение похоже на белое пушистое облако в спокойном голубом небе.»

Далее с помощью взрослого продолжает ребенок.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности» Хочу презентовать вашему вниманию мастер - класс по теме «Развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»,.

Мастер-класс с родителями «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Родители рассаживаются за столы. Ведущий становится за ширму, на руке – кукла из театра Би-ба-бо Лисенок. Герой появляется из-за занавеса.

НОД «Путешествие к Царевне Несмеяне». Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Цель: тренировка смены эмоциональных состояний. Задачи: учить перключаться с одного эмоционального состояния на другое; закреплять знания.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством рисования песком» Содержание 1. Введение. 2. Актуальность проблемы. 3. Новизна. 4. Теоретическая часть. 4.1 Анализ психолого-педагогических исследований в.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Цель: развитие творческих способностей, психологическое.

Работа с родителями по теме «Развитие речи детей второй младшей группы средствами театрализованной деятельности» Работа с родителями детей второй младшей группы на 2016-17 учебный год. Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад № 4 «Родничок» Спицына.

Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Опыт работы Куликова Татьяна.

Статья на тему «Развитие эмоциональной сферы детей с ДЦП» План : 1. Введение. а) Особенности развития эмоциональной сферы детей с ДЦП. б) Значение детских фантазий. Эмоциональная сфера является.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом.

Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я» ЗАНЯТИЕ на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «НАСТРОЕНИЕ и Я» Подготовила: Михайлова Е. В. Педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 21 апреля 2017 в 17:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД