Приложение МААМ

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Меньшикова Светлана
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1.1 Ключевое понятие эмпатии и её формирование

В переводе с греческого empatheia, происходит слово эмпатия. Это слово означает сопереживание. Понятие эмпатии возникло в американской психологии на основе существовавшего в европейских психологических школах понятия симпатия (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и вчувствования (Т. Липпс). Сам термин «эмпатия»в 1909 году ввел Э. Б. Титченер. Анализ психологической литературы позволил нам выделить наиболее часто встречающиеся определения термина «эмпатия» в зарубежной науке:

Публикация «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1)эмпатия—воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу (Р. Даймонд);

2)эмпатия–это временная жизнь другой жизнью, деликатное в ней пребывание без оценивания и осуждения (К. Роджерс);

3)эмпатия–это способность проникать в психику другого, понимать аффективные ориентации других (М. В. Стовер);

4)аффективная связь с другим, разделение состояния другого (Е. Стотлэнд, С. Бергер). Начиая,с 1970х годов широко практикуются тренинги по развитию эмпатии, сензитивности, основанные на теории К. Роджерса (например: психотерапевтические занятия Б. Генри для родителей и детей). Согласно программе тренинга происходило обучение тонким умениям, как экспрессивность, умение осознавать свои чувства и принимать их, эмпатии. В США Р. Виттингтоном была разработана программа, цель которой заключалась в развитии способности ребенка с 5 до 12 лет к проявлению эмпатии. Главной задачей стало обучение детей основным навыкам человеческих отношений, в том числе сохранению душевного здоровья, понимания поведения другого человека, его чувства. Темы уроков: эмпатия, узнавание чувств, умение слушать, действия и слова эмпатии, ты неповторимый и особенный, найди способы понять других, когда кто-нибудь болен, что бывает, когда член семьи вдали от дома. Результаты апробирования этой программы дали основания считать, что детей можно обучить эмпатии. С 1990 г. гавайские специалисты решили распространить программу «Обучение эмпатии» на учеников 3го класса. В отечественной литературе проблемы эмпатии разрабатываются не столь интенсивно. Понятия «сопереживание», «сочувствие», «эмпатия» имеют место в исследованиях Н. И. Аникеевой, А. П, Сопиков, Л. П. Стрелкова, П. М. Якобсон, Т. П. Гаврилова, А. Д. Кошелева, И. М. Юсупов, Е. Н. Васильева, Е. И. Кульчицкая, Н. А. Менчинская, Е. Э. Шишлова. В исследованиях Г. П. Гавриловой дан глубокий теоретический и экспериментальный анализ понятия «Эмпатия». Под эмпатией она понимает специфическую способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, будь это человек, животное или предмет. Л. Н. Божович, Г. Е. Конникова, Г. П. Гавриловделят эмпатию на 2 вида: «сочувствие» и «сопереживание», указывая, что эмоциональная отзывчивость к радости и горю других людей составляют важнейшее звено нравственного развития человека и потому должны стать специальной задачей нравственного воспитания. Особенно они подчеркивают важность развития такой формы эмпатии как «сочувствие. В плане изучения роли эмоциональных переживаний в развитии детских взаимоотношений и специфических особенностей их проявления в практической деятельности интересны и показательны исследования А. Д. Кошелевой и Ю. А. Приходько.

В современном мире определение эмпатии встречаются следующие:

- знание о внутреннем состоянии человека. Что чувствует другой человек, о его мыслях;

- Понимать переживание эмоционального состояния, в котором находится другой человек;

- С помощью воображения, проявлять активность по реконструкции чувств другого человека;

-размышления о том, как человек мог бы себя повести, если бы был на месте другого;

- На страдания другого человека, проявлять в ответ огорчение, переживание;

-ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого [19,с. 75].

С момента выделения человека из мира животных, эмпатия являлась эффективным инструментом общения, находилась в его распоряжении. Для того, что бы выжить в первобытных сообществах, надо было уметь сотрудничать, уметь адаптироваться в обществе, ладить с окружающими[6, с. 56].

Различают несколько механизмов эмпатии:

· Эмпатия эмоциональная. Эта эмпатия основывается на механизмах проекции. Основывается на подражании моторным и аффективным реакциям другого человека;

· Эмпатия когнитивная. Она базируемая на интеллектуальных процессах. Например как сравнение и аналогия;

· Эмпатия предикативная. Она может проявляться, как способность предсказывать аффективные реакции другого человека в разных ситуациях.

Одной из важнейшей характеристики эмпатии является слабое развитие рефлексивной стороны, её замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта [11,с. 112].

Эмпатия – понятие, имеющее несколько граней. Внутри себя оно имеет три подразделения, которые делятся на уровни. Рассмотрим их по порядку.

Первый уровень эмпатии является и считается самым низким. К этому уровню можно относить людей, которые сконцентрированы только на себе. Чувства и мысли, переживания других людей их не интересуют. Онисчитают,что хорошо понимают других людей. Но, однако, их мнение считается ошибочным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.

Второй уровень эмпатии. Этот уровень является самым частым среди нас Не всегда, а от случая к случаю, большее количество людей Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей. В различных проявлениях считается,что этот тип свойственен абсолютному большинству людей.

Третий уровень. Этот уровень эмпатии считается самым высоким. Эти люди являются большой редкостью. Фамилии их упоминаются в истории. Они способны мысленно воссоздать любые переживания, понимать людей лучше, чем они сами. Это люди, которые постоянно и глубоко ощущают окружающих. Чувство эмпатии которых имеет третий уровень. Такие люди никогда не навязывают свое мнение. Они дают самые действенные советы. Даются эти советы с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями и психологами.

Если обратиться к гуманистической психологии. Введением коммуникативного компонента, также было дополнено понятие эмпатии. То есть способностью передавать человеку понимание его переживаний и чувств. С. Дэниш, Н. Каган говорят что эмпатия, это описание внутреннего мира другого в понятных для него словах и о способности к отслеживанию. Такое понимание эмпатии углубленное и расширенное означает: если отсутствует коммуникативный компонент, то нельзя говорить об эмпатии. Если ваш собеседник чувствует, что вы его понимаете, то только тогда акт эмпатии может состояться. Это должно быть заметно по мимике человека, пантомимике и по его конкретным поступкам. [3,с. 77]

Отечественные психологи А. П. Сопиков и Т. П. Гаврилова. Они выделяли фазы эмпатического процесса:

Первая фаза. Получение информации о качестве, знаке, восприятие открытых переменных объекта эмпатии, и содержании его переживаний.

Вторая фаза. Построение во внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями.

Эмоциональная способность реагировать на сигналы, которые передают эмоциональный опыт другого человека является эмпатия.

Мы проанализировали определения понятия «эмпатия», которые существуют на сегодняшний день. Эмпатию можно рассматривать, как социально – психологическое свойство личности. Это понятие представляет собойобъединение социально – психологических способностей индивида, посредством которых, данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят:

Первое - это способность человека эмоционально реагировать на переживания другого человека,

Второе - это способность и умение распознавать эмоциональное состояние другого человека. Способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека и мысленно переносить себя в мысли, действия и чувства другого. [18,с. 44]

Исследователями была рассмотрена многозначность эмпатии. В структуре эмпатии можно выделить следующие компоненты:

Первый компонент это компонент эмоциональный. Умение и способность понимать и распознавать эмоциональные состояния другого человека. Можно охарактеризовать как пассивное сочувствие. То есть это такая форма соучастия в эмоциональном состоянии человека, за которым нет начала действенного. Например: я вижу, что этому человеку плохо.

Второй компонент это компонент когнитивный. То есть способность человека мысленно переносить себя в чувства и действия другого, его мысли. Можно охарактеризовать восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека. Проявлением к нему сочувствия. Например: мне жаль его, мне небезразлично, что этому человеку плохо.

Третий компонент это компонент поведенческий. То есть способность использовать способы взаимодействия. Эти способы облегчают страдания другого человека. Они помогают, содействуют в ответ на поведение и переживание другого человека. Можно охарактеризовать как стремление к оказанию действенной помощи. Например: я помогу, я постараюсь помочь этому человеку.

Когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, то мы сталкиваемся с когнитивной эмпатией. Сравнивая поведение человека со своим, мы пытаемся сопереживать ему. Мы находим аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. На подражании чувств и реакций собеседника основывается эмоциональная эмпатия. Рассмотреть и выделить эмпатию по видам и формам мы можем по нескольким критериям:

Первая форма эмпатии - это генезис эмпатии. То есть глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию, выделяют на основе этого критерия. Еще в древнегреческой философии данный критерий, можно сказать, брал истоки. С этой точки зрения понятие «эмпатия» понимается как симпатия. Трактуется эмпатия, как духовная объективная общность. Благодаря этой общности, у людей возникает сочувствие друг к другу.

Вторая форма эмпатии – это диспозиционность эмпатии. То есть личностная и ситуативная эмпатия;

Третья форма - уровень развития эмпатии. То есть это элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии.

На сочувствие и сопереживание данный критерий делит эмпатию. Также этот критерий напрямую связан с и ее ценностными ориентациями и общей направленностью личности.

1.2 Формирование эмпатии в дошкольном возрасте у детей с нормой развития.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений. Установление иерархии мотивов в старшем дошкольном возрасте приводит к появлению устойчивых сопереживаний, которые относятся не к сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам, что позволяет наполнять деятельность смыслом. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что взаимоотношения детей в дошкольном возрасте очень сложные, противоречивые, трудные. Проявления эмпатии старшего дошкольника зависят от следующих факторов: индивидуальных особенностей темперамента и психодинамических качеств, характера мотивации, степени близости с объектом эмпатии и частота общения с ним, интенсивность стимулов эмпатии, богатство эмпатийного опыта, представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоциональных переживаний, социально-нравственные установки. Можно сказать, что они составляют целустную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития ребенка. С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне взаимоотношений с другими членами группы, так считает Я. Л. Коломинский.

Для того, чтобы сформировать у детей глубокие переживания, необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей, а также возрастные особенности. Одним из видов деятельности, который способствует преодолению эгоцентризма мышления и развитию опыта эмоциональных переживаний, является игра. В игре ребенок включается в разные ролевые отношения с партнерами по игре. В процессе общения у ребенка развивается эмоциональная децентрация, он учит ставить себя на место другого, понимать переживания. Это способствует развитию идентификации, то есть способности принимать точку зрения другого. Обогащение эмпатийного опыта детей может осуществляться также посредством использования произведений художественной литературы, анализа жизненных ситуаций разного содержания. Побуждение педагогом детей к проявлению своего эмоционального отношения к разным ситуациям также является одним из средств обогащения эмпатийного опыта детей. Специфика возникающих осложнений и их разрешений, особенности детских взаимоотношений между собой, во многом определяются характером грамотного воспитательного воздействия. Именно оно обеспечивается, главным образом, образовательной программой реализуемой в детском саду. Во многом расширить спектр воздействия образовательной программы на личностное развитие ребенка позволил вариативный характер дошкольного образования. Проявляется он в первую очередь, на характере взаимодействия детей например в игровой ситуации. На развитии их «коммуникативной компетентности». На особенностях возникновения, протекания и разрешения конфликтов у детей в игре [13,с. 68].

Возраст шестилетних и семилетних детей, является сензитивным. Именно в этом возрасте можно развивать эмпатические переживания. Рекомендуется поэтому начинать эту работу с детьми старшего дошкольного возраста. Отмечено, что эмпатия сближает в общении. Эмпатия способствует в общении дошкольников доверительному уровню. Поэтому, легче адаптируются к социуму, свободнее контактируют со сверстниками, чаще принимают в игру, те дети, которые способны сочувствовать, сопереживать. Те дети, которые умеют искренне радоваться достижениям другого ребенка. Одним из важнейших условий развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является развитие их эмоциональной сферы в целом, которая подразумевает формирование у детей представлений об эмоциях и чувствах, развитие умения дифференцировать эмоции и чувства, развитие умения понимать эмоциональное состояние другого человека и свое собственное, развитие умения выражать свои чувства.

Данное условие может быть реализовано посредством использования комплекса методов и приемов, направленных на развитие эмоциональной сферы. Эффективными в развитии эмоциональной сферы являются: сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, психогимнастические этюды, занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы, игры-театрализации и т. д.

Наряду с развитием эмоциональной сферы, важное значение для развития эмпатии играет обогащение нравственных представлений детей и формирование нравственных норм и ценностей.

Для того, чтобы сформировать у детей глубокие переживания, необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей, а также возрастные особенности. Одним из видов деятельности, который способствует преодолению эгоцентризма мышления и развитию опыта эмоциональных переживаний, является игра. В игре ребенок включается в разные ролевые отношения с партнерами по игре.

В процессе общения у ребенка развивается эмоциональная децентрация, он учит ставить себя на место другого, понимать переживания. Это способствует развитию идентификации, то есть способности принимать точку зрения другого.

Обогащение эмпатийного опыта детей может осуществляться также посредством использования произведений художественной литературы, анализа жизненных ситуаций разного содержания. Побуждение педагогом детей к проявлению своего эмоционального отношения к разным ситуациям также является одним из средств обогащения эмпатийного опыта детей.

Определено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с увеличением субъективного опыта. В случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов, эмпатия реализуется проще.

Прежде всего, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, связано с появлением у них новых интересов, мотивов и потребностей. В мотивационной сфере, важнейшим изменением выступает возникновение общественных мотивов. Они уже не обусловлены достижением личных целей дошкольников. Поэтому интенсивно начинают развиваться нравственные чувства и социальные эмоции. Установление иерархии мотивов, приводят к изменениям в эмоциональной сфере. Выделение основного мотива, именно ему, подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания у дошкольников. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. Можно сказать, что эмоциональные переживания дошкольников, теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается ими, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. [8,с. 378]

Высшие формы экспрессии ребенок осваивает именно в дошкольном возрасте. Ребенок выражает чувства с помощью интонации, мимики, пантомимики. Именно эти чувства помогают ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Изменения в эмоциональной сфере дошкольников, связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, его самосознания. В эмоциональные процессы включается речь, именно она обеспечивает их интеллектуализацию. Дети становятся более осознанными и обобщенными. С помощью слова старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя [15,с. 155].

Появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой, театрализованной игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Развитие общения со взрослыми и сверстниками формируется именно в дошкольном возрасте. В процессе коллективной деятельности, интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Взаимоотношения с близкими людьми выступают гуманные чувства. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств ребенка. [15,с. 58].

Сопереживание сверстнику будет во многом зависеть от ситуации, в которой находится ребенок и его позиции. Если ребенок находиться в условиях острого личного соперничества, то эмоции захлестывают дошкольника. Может резко возрасти количество негативных экспрессий в адрес другого ребенка. Симпатия у дошкольника становится более действенной. Она проявляется как желание помочь, посочувствовать, поделиться с другим ребенком. [5,с. 37].

Еще одним важным условием развития эмпатии является совместная коллективная деятельность детей, которая приводит к развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества, развитию высших чувств - нравственных, эстетических, познавательных. Сфера взаимоотношений с окружающими людьми является основным источником для развития эмпатии детей дошкольного возраста.

Можно выделить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

Первое - ребенок осваивает социальные формы выражения своих чувств;

Второе - в деятельности ребенка изменяется роль эмоций и формируется эмоциональное предвосхищение;

Третье - чувства ребенка становятся более осознанными обобщенными. Более разумными, произвольными и внеситуативными;

Четвертое - формируются высшие чувства. Такие как нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, которые указывают на индивидуальное отношение к происходящему, является осознанием собственной индивидуальности.

Принятие и поддержка взрослым эмоциональных проявлений дошкольников, является основным условием осознания и проявления ребенком индивидуальности. [5,с. 39].

Очень важно, чтобы окружающие ребенка взрослые, в том числе и воспитатель, были эмоционально отзывчивы на переживания ребенка. Умели вовремя прийти ему на помощь. Это все способствует развитию эмпатии. Основой сочувствия является нравственная потребность к благополучию другого человека. Сочувствие побуждает человека к альтруистическому поведению. По мере психического развития дошкольника, эмпатия становится источником нравственного развития. [22,с. 134]

Уже в возрасте двух, трех лет дети способны распознавать состояния, переживаемые другим. А. В. Петровский и В. В. Абраменкова проводили экспериментальные исследования и многочисленные наблюдения. Они показывают, что дети поначалу легче распознают эмоции радости и гнева и труднее – печали и грусти. В более старшем возрасте репертуар эмоциональных проявлений становиться все богаче и шире. У ребенка формируется способность их различать все тоньше. Благодаря способности детей к распознаванию эмоций осуществляется аффективная вовлеченность в состояние другого. Она может протекать посредствам заражения, в результате которого эмоциональное состояние одного ребенка непосредственно передается другим детям.

Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Когда ребенок уверен в своих силах, то поддерживает другого и радуется его успехам, а если не уверен – завидует. При соревновании детей друг с другом, стремление к успеху и достижение новых вершин, увеличивает силу экспрессии до высокого уровня, но лишь в условиях реальной оценки собственных возможностей. «В групповой деятельности сила и количество негативных экспрессий снижается, так как на общем фоне личные удачи и неудачи менее заметны».[25,с. 22]

Симпатия у дошкольника становиться более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться. Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Далее 4 – 5 летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует.

В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобренные отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистические чувства и отношения, например, внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям. При этом ребенок не только, подобно зеркалу «отражает» то или иное состояние другого, но и испытывает нетождественные этому состоянию эмоции, например, жалость в ответ на его плач и гнев, направленный на обидчика.

Содействующее поведение свидетельствует о том, что действие из воображаемого плана переходит в реальный. Это происходит тогда, когда ребенок особым образом организует совместную деятельность со сверстником, осуществляя действенное сострадание в ситуации его неблагополучия и активное содействие его радости, успеху. Сложные формы поведения возникают к концу дошкольного возраста. В качестве условий, развития эмпатии старших дошкольников выступают: комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии; развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей; развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний, осознавать собственные переживания, развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (сюжетных игр, игр-театрализаций, сказкотерапии и т. д.).

Таким образом, анализ проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте показывает, что данный период является благоприятным для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность к пониманию переживаний другого человека и проявлению сопереживания.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 мая 2020 в 15:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Меньшикова Светлана (УИ 2320330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД