Мария Мережникова
«Развиваем пальчики — улучшаем речь». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Верещагино Пермского края
Статья по теме
Развиваем пальчики – улучшаем речь.
подготовила
учитель-логопед
Мережникова Мария
Григорьевна
г. Верещагино 2015
Советы родителям
Развиваем пальчики – улучшаем речь.
Публикация «„Развиваем пальчики — улучшаем речь“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.
Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Как же сделать пальчики ловкими и проворными?
Прежде всего надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.
Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.
Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК - РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Для развития мелкой моторики полезны:
массаж
Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Массировать нужно обе ручки - ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!
различные виды мозаик;
Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.
разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);
пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;
цветные клубочки ниток для перематывания;
набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек»;
набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);
палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;
спички с обрезанными головками;
семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для укладывания узоров;
пластилин;
игры с бумагой (плетение, cкладывание);
разнообразный природный материал;
ручки, фломастеры, карандаши;
Занимайтесь с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют. Успехов вам.