Жанна Ибрагимова
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
"Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством помещениями, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с возможностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда- это специфические для каждой Программы группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п. в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы".
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому мы, взрослые, создаем условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей. Стремимся создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Предметно-развивающую среду организовываем так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещаем оборудования по центрам, что позволяет детям объединиться подгруппами, по общим интересам (конструирование, рисование, театрально - досуговая деятельность, экспериментирование и т. д.) Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.
При организации развивающей предметно - пространственной среды для детей в группе нужно использовать несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами - расстановкой мебели и оборудования.
2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
При построении предметно-пространственной развивающей среды должны учитываться следующие принципы:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. Принцип стабильности, динамичности;
4. Принцип гибкого зонирования;
5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. Принцип учёта половых различий детей.
Центры активности организуются на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:
Направление " Социально-коммуникативное развитие"
Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций, через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ, ПДД.
В центре "Игровой активности" (сюжетно-ролевые игры) должны быть (примерный перечень) :
- Кукольная мебель: стол, стулья, шкаф, кроватки и т. д.
- Набор для кухни: плита, стиральная машина, холодильник и т. д.
- Наборы игрушечных посуд.
- Куклы, машины, парковка, коляски для кукол.
- Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.
- Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повар», «Строители», «Зоопарк», «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Спасатели» и др. в соответствии с возрастом.
Оборудование и пособия размещаются таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под свои игровые творческие замыслы". В связи с тем, что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр "ПДД и Пожарная безопасность" отражает безопасность дома (в быту, на улице и пожарную безопасность. Он оснащается необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специальный коврик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Создание такого центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Направление "Познавательное развитие"
Центры организуются с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
Центр "Экологии" включает в себя экологическую деятельность. Данный центр должен содержать в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре должны присутствовать различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Необходим природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.)
Центр "Экспериментирования"представляет собой коллекцию (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находятся материалы для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.
Центр "Математического развития" (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре размещаются разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Здесь располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска (мольберт, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Различные виды мозаик, современные пазлы,песочные и механические часы (ст. и под. возраст). Достаточен должен быть широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Центр решает следующие задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;
- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В "Уголке краеведения" помещается государственная символика родного города Лангепас и России. В нем находятся материал и пособия, отражающие жизнь коренных жителей - ханты и манси, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей. Также иллюстрационный материал по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.
Центр "Конструктивной деятельности" хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий, деревянный и пластмассовый конструктор) может перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов должны использовать схемы и модели построек. Центр дополняется мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволит детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Направление "Речевое развитие"
Центр "Здравствуй книга!" включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка должен соответствовать возрастным особенностям детей определенного возраста. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции - минимум текста - максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого знакомим детей в данный момент и его литературные произведения. Также помещаются детские энциклопедии, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.
В центре "Речевого развития" располагают различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда - это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Направление " Художественно - эстетическое развитие"
В центре по ИЗО деятельности "Очумелки" для развития детей подбираются различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре должны находиться материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти или попросить дать и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру должен быть также свободный доступ.
"Музыкально - театрализованный" центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Центр представляет различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещаются также маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, магнитофон, коллекция кассет с записями сказок, детских песен. Также в центре должны быть детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д., которые используются детьми в свободной деятельности. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с воспитателем, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в группе создается музыкальный центр, который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
Направление " Физическое развитие"
Центр "Будь здоров!" может содержать в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное взрослыми и родителями. Данное оборудование направляется на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный центр пользуется популярностью у большинства детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Таким образом, каждый ребенок может выбирать занятие по своим интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов и оборудования, что обеспечивает положительный, эмоциональный настрой детей, который свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желания посещать детский сад и взаимодействовать со сверстниками и нами, взрослыми.
С уважением, Ибрагимова Ж. Ч.