МААМ-картинки

Развивающая предметно-пространственная среда

Жанна Ибрагимова
Развивающая предметно-пространственная среда

"Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством помещениями, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с возможностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда- это специфические для каждой Программы группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п. в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы".

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому мы, взрослые, создаем условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей. Стремимся создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Предметно-развивающую среду организовываем так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещаем оборудования по центрам, что позволяет детям объединиться подгруппами, по общим интересам (конструирование, рисование, театрально - досуговая деятельность, экспериментирование и т. д.) Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

При организации развивающей предметно - пространственной среды для детей в группе нужно использовать несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами - расстановкой мебели и оборудования.

2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

При построении предметно-пространственной развивающей среды должны учитываться следующие принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. Принцип стабильности, динамичности;

4. Принцип гибкого зонирования;

5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. Принцип учёта половых различий детей.

Центры активности организуются на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:

Направление " Социально-коммуникативное развитие"

Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций, через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ, ПДД.

В центре "Игровой активности" (сюжетно-ролевые игры) должны быть (примерный перечень) :

- Кукольная мебель: стол, стулья, шкаф, кроватки и т. д.

- Набор для кухни: плита, стиральная машина, холодильник и т. д.

- Наборы игрушечных посуд.

- Куклы, машины, парковка, коляски для кукол.

- Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

- Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повар», «Строители», «Зоопарк», «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Спасатели» и др. в соответствии с возрастом.

Оборудование и пособия размещаются таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под свои игровые творческие замыслы". В связи с тем, что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Центр "ПДД и Пожарная безопасность" отражает безопасность дома (в быту, на улице и пожарную безопасность. Он оснащается необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специальный коврик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Создание такого центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Направление "Познавательное развитие"

Центры организуются с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Центр "Экологии" включает в себя экологическую деятельность. Данный центр должен содержать в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре должны присутствовать различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Необходим природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.)

Центр "Экспериментирования"представляет собой коллекцию (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находятся материалы для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Центр "Математического развития" (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре размещаются разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Здесь располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска (мольберт, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Различные виды мозаик, современные пазлы,песочные и механические часы (ст. и под. возраст). Достаточен должен быть широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Центр решает следующие задачи:

- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;

- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В "Уголке краеведения" помещается государственная символика родного города Лангепас и России. В нем находятся материал и пособия, отражающие жизнь коренных жителей - ханты и манси, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей. Также иллюстрационный материал по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.

Центр "Конструктивной деятельности" хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий, деревянный и пластмассовый конструктор) может перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов должны использовать схемы и модели построек. Центр дополняется мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволит детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Направление "Речевое развитие"

Центр "Здравствуй книга!" включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка должен соответствовать возрастным особенностям детей определенного возраста. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции - минимум текста - максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого знакомим детей в данный момент и его литературные произведения. Также помещаются детские энциклопедии, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

В центре "Речевого развития" располагают различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда - это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Направление " Художественно - эстетическое развитие"

В центре по ИЗО деятельности "Очумелки" для развития детей подбираются различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре должны находиться материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти или попросить дать и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру должен быть также свободный доступ.

"Музыкально - театрализованный" центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Центр представляет различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещаются также маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, магнитофон, коллекция кассет с записями сказок, детских песен. Также в центре должны быть детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д., которые используются детьми в свободной деятельности. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с воспитателем, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в группе создается музыкальный центр, который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Направление " Физическое развитие"

Центр "Будь здоров!" может содержать в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное взрослыми и родителями. Данное оборудование направляется на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный центр пользуется популярностью у большинства детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Таким образом, каждый ребенок может выбирать занятие по своим интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов и оборудования, что обеспечивает положительный, эмоциональный настрой детей, который свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желания посещать детский сад и взаимодействовать со сверстниками и нами, взрослыми.

С уважением, Ибрагимова Ж. Ч.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда. Условием для полноценного развития старшего дошкольника является формирование среды, способствующей раскрытию его потенциала. Развивающая.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающую предметно-пространственную среду (РППС, создаю с учетом ФГОС ДО, основной образовательной программой МДОУ «Березка», которая.

Развивающая предметно — пространственная среда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Развивающая предметно – пространственная среда.

Развивающая предметно пространственная средаРазвивающая предметно пространственная среда Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития.

Развивающая предметно-пространственная среда .

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда В детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, которая в полной мере отвечает требованиям федерального государственного.

Развивающая предметно-пространственная среда В дошкольной педагогике под термином предметно- развивающая среда понимается «комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических.

Развивающая предметно-пространственная среда группы Развивающая предметно-пространственная среда группы Осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность в системе дошкольного.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно - пространственная среда - это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве,.

Пространственная предметно-развивающая среда Пространственная предметно-развивающая среда При организации пространственной предметно-развивающей среды пользуюсь старым пособием Игрушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда
Опубликовано: 27 марта 2017 в 22:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД