Папки-передвижки

Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Елена
Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Развивающая предметно-пространственная среда

группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом «Особый ребенок»

Конюхова Е. В. ,Башилов Е. Е.

Пояснительная записка

В нашей группе создана развивающая предметно пространственная среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание уделяется созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка. Проектируя развивающую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с особыми образовательными потребностями, учитывались такие потребности как: в общении, в движении, в познании. Основными характеристиками предметной среды для дошкольников являются: разнообразие, доступность и зонирование. Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом» размещена в разделах

Целенаправленно организованная предметно-пространственная среда в МОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.

Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной развивающей среды.

Развивающая предметно-пространственная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учёта особенностей).

Вопрос построения предметно-пространственной среды наиболее актуален в работе с дошкольниками с ОВЗ, к которым относятся следующие категории воспитанников:

- дети с нарушением интеллекта

- дети с нарушением слуха

- дети с нарушением зрения

- дети с нарушением речи

- дети с множественными расстройствами

- дети с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

- дети с ЗПР

Согласно части 3 статьи 79 Ф. З. «Об образовании» РППС относится к специальным условиям для получения образования лиц с ОВЗ.

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развивающая предметно – пространственная среда рассматривается, как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории находящейся на небольшом удалении, (далее - участок, материалы, оборудования и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции в их развития)

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учёт возрастных особенностей детей.

4. Предметно-пространственная развивающая среда должна иметь :

Насыщенность среда должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных, психофизических возможностей и особенностей, а так же с учетом рекомендаций ПМПК.

Требования к организации пространства:

Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально.

Для воспитания и развития воспитанников в нашем учреждении созданы макро и микросреда.

Макросреда представлена :

Физкультурным залом

Музыкальным залом

Кабинетом учителя - дефектолога

Кабинетом педагога - психолога

Кабинетом учителя - логопеда

Сенсорная комната

Музей казачьего быта

ЛФК

Микросреда МОУ представлено средой групповых помещений : группа компенсирующей направленности для детей ОВЗ.

Среда групп организована по пяти образовательным областям, в которых выделяются центры.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Центр ПДД

- Центр игровой активности (сюжетно-ролевые игры)

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Центр сенсорно-моторного развития

- Центр конструирования

- Центр дидактических игр

Образовательная область «Речевое развитие»

- Центр речевого развития

- Центр «Здравствуй, книжка»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Центр творчества

- Центр музыкально-театрализованной деятельности

Образовательная область «Физическая культура»

- Центр двигательной активности

Все эти центры организованы в соответствии с адаптированной образовательной программы дошкольного образования (для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с расстройствами аутистического спектора) МОУ Детского сада.

Поскольку наш детский сад посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.

Так для детей с ЗПР и для детей с синдромом Дауна важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти. Наиболее актуальными являются такие направления в РППС :

Познавательное развитие.

Основными задачами познавательного развития являются :

-развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде.

Познавательное направление представлено центром сенсорно-моторного развития представленным игровым оборудованием: дидактическая игра «Цвет-предмет» (восприятие цвета, «Уточки» (восприятие цвета, величины предмета, количества, «Цветовые дощечки» (восприятие цвета и формы предметов, «Пирамидки» (восприятие цвета, формы и величины, количества предметов, «Домики с вкладышами» (восприятие цвета, формы, величины предметов, «Кубики» (восприятие цвета, формы, целостное восприятие, «Пазлы» (крупные и мелкие - целостное восприятие, Мозаика, «Сенсорные кубики» (восприятие цвета, формы) и др.

Для детей с нарушением ОДА наиболее актуальным является направление физическое развитие :

Основными задачами физического развития :

-достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др. ;

-коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА системы;

Центр двигательной активности наполнен «Дорожка шагов» для правильной постановки стопы, переносные массажные дорожки для профилактики плоскостопия, массаж ног. Специальное оборудование для детей с ОДА; ортопедическая опора для сидения и коляски для передвижения, брусья, ходунки и т. д.

Для детей с РАС

Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде :

Ориентировочные

-фотографии ребенка

-фотографии сотрудников МОУ

-информационные таблички

-пиктограммы

-цвет (привлекающий ребенка)

Коммуникативные

-таблички с печатным текстом

-коммуникативный альбом

-коммуникативные панно или доска группе)

Социально-поведенческие

- схемы последовательности умывания

- схемы последовательности одевания

- визуальные картинки с изображением что можно, что нельзя.

Категории воспитанников различны, для эффективного коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса необходима интеграция всех образовательных областях и направлений в развитии воспитанников.

За основу разработки модели развивающей среды мы взяли идею, представленную в пособиях Т. Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада» / под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой, Н. Ю. Честновой «Как обустроить детский сад», а также опирались на следующие нормативно-правовые документы: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 «Об утверждении типового Положения о дошкольном образовательном учреждении».

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. №2151 «Об утверждении ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелковы, 1993 г.).

Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда в группе должна быть комплексной, т. е. отвечать не только современным санитарным, но и эстетическим требованиям и носить развивающий характер. Наряду с этим она должна быть гармоничной, соответствующей возрастным психофизическим показателям развития детей, а, следовательно, учитывать передовые принципы зарубежного и отечественного дизайнерского искусства. В этом случае использование особых стилевых решений, инновационных пособий помогает снизить уровень психоэмоциональной напряженности, улучшить микроклимат в группе, смягчить последствия стрессовых ситуаций, что способствует всестороннему и гармоническому развития ребенка.

Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовые документы являются основой для разработки уставов образовательных учреждений, определения порядка взаимоотношений между образовательным учреждением, устанавливают требования к порядку реализации образовательных программ в различных формах, регламентируют порядок лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений.

Распорядительные и нормативные документы системы российского образования

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 «Об утверждении типового Положения о дошкольном образовательном учреждении»

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. №2151 «Об утверждении ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

ПРИЛОЖЕНИЯ к приказу №2151 от 20.07. 2011:

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «О реализации приказа Минобрнауки России»;

Перечень оборудования в младших группах;

Перечень оборудования в средних группах;

Перечень оборудования в старших группах;

Перечень оборудования в подготовительных группах;

Прикреплённые файлы:

rps_69gtu.pptx | 8909,02 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы»Фотоотчет «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы» Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных.

Предметно-пространственная развивающая среда группыПредметно-пространственная развивающая среда группы Я продолжаю свой рассказ о развивающей среде группы. В группе оформлены следующие уголки: Уголок творчества Уголок творчества расположен.

Предметно-пространственная развивающая среда нашей группыПредметно-пространственная развивающая среда нашей группы Предметно- пространственная развивающая среда группы является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения.

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленностиПредметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленности Предметно-пространственная развивающая среда - это та область, совершенствованию которой нет предела, которая открывает множество возможностей.

Развивающая предметно-пространственная среда группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы Развивающая предметно – пространственная среда группы полностью способствует удовлетворению потребностей детей в персональном пространстве.

Развивающая предметно-пространственная среда группы «Буквоежки»Развивающая предметно-пространственная среда группы «Буквоежки» РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для.

Развивающая предметно-пространственная среда группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы В каждом дошкольном учреждении педагоги благоустраивают, дополняют и улучшают развивающие предметно-пространственные уголки в группе. В.

Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке группыРазвивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке группы Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке группы Хестанова Р. Б. Развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда средней группыРазвивающая предметно-пространственная среда средней группы Развивающая предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на окружающий мир ребенка. Является основным источником знаний и.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 18:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД