Получи документы

Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ

Ольга Лебедева
Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга

Развивающая экологическая среда

и методы экологического образования в ДОУ

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 118

Публикация «Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ» размещена в разделах

Лебедева О. В.

Еще К. Д. Ушинский заметил: «Если вы хотите научить ребёнка логически мыслить, то ведите его в природу»

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении "экологии". Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. (5)

Деятельность педагога в процессе экологического образования дошкольников состоит из двух взаимосвязанных процессов:

-экологического обучения

экологического воспитания,

что приводит к формированию у обучающихся экологического мировоззрения, которое проявляется в различных формах экологической культуры.

Экологические знания, усваиваемые в процессе экологического обучения, способствуют формированию экологического сознания, внешним откликом которого является соответствующее поведение.

Чтобы этого достичь ставятся две базовые задачи:

1) ознакомление детей с явлениями и объектами природы;

2) «развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями» [4],

а основным содержанием экологического воспитания является

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Выделяют следующие группы методов :

- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

- словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогичес-

кая оценка, вопрос и т. д.)

- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.)

- собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)

- игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).

Остановимся подробнее на некоторых методах и формах экологического воспитания дошкольников.

1. Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания

Растения, находящиеся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы.

Уголок природы в группе детского сада

Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. В уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток.

1. Наблюдение - метод чувственного познания природы.

Для проведения наблюдений важными являются три момента:

- наличие природных объектов;

- определение содержания наблюдений;

- поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы.

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на "порции", что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.

Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно, два наблюдения. Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога. (5)

Требования к проведению наблюдений

1. Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений.

Любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его) запах.

2. Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными.

3. Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.

Наблюдение за ростом и развитием живых существ

В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения. В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду.

Наблюдение с использованием опытов

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами «живой и неживой природы». Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

2. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей.

Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели.

1. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

2. Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Осуществляется с помощью рисунков.

Предметное моделирование различных объектов природы

Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

3. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу : наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон.

Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные, отражающие природу, ее явления, деятельность людей.

4. Игра - как метод экологического воспитания.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами. Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы : конкретных животных или растения.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

5. Экологические занятия и комплексные мероприятия.

Занятия углубленно-познавательного типа строятся по-разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.

2 Формы экологического воспитания

1. Экскурсия

Экологическая экскурсия - форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях [1]. Еще К. Д. Ушинский заметил: «Если вы хотите научить ребёнка логически мыслить, то ведите его в природу».

Одним из вариантов организации экскурсионной деятельности может быть следующий: вводная беседа, коллективное наблюдение, самостоятельное наблюдение, сбор природного материала, игра с собранным природным материалом, подведение итогов [2].

2. Квест

Одной из современных форм организации работы с детьми дошкольного возраста является «квест». Квест - это «поисково-познавательное мероприятие, которое с помощью игровой деятельности позволяет активизировать и закрепить целевой материал. Квест может иметь различное направление и проводиться в различных условиях в разное время года. Например, в зимний период можно организовать праздник-развлечение «Экологический квест в зимнюю сказку», который состоит из двух этапов. На подготовительном этапе в каждой группе дети вместе с родителями строят ледяные и снежные скульптуры, разрабатывают маршрут по своему участку. Затем совершаются «путешествия» по проложенным тропам, где дети не только играют со снежными скульптурами, но и узнают, чем зимняя жизнь растений и животных отличается от жизни в другие сезоны, и в какой помощи нуждаются растения и животные. Квест как педагогическая технология, формирует поисково-познавательный интерес и художественно-эстетическое мировоззрение, способствует сплочению педагогов и родителей, развивает детскую инициативу [3].

Работа с родителями

Авторы большинства современных методик экологического образования дошкольников [В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, др. ] единодушны в понимании необходимости совместной деятельности детей и родителей. Причем в некоторых случаях участие родителей в реализации программы является необходимым условием ее осуществления. Педагогу просто необходимо сделать родителей своими союзниками и партерами. Такая деятельность достигается путем реализации совместных проектов на основе объединяющей всех участников образовательного процесса идеи. Чаще же всего основными методами работы с родителями являются: индивидуальные беседы, родительские собрания и открытые занятия. Сегодня набирают популярность мастер-классы, круглые столы, экологические акции, флешмобы и др. (3)

Таким образом, экологическое образование дошкольников является базовой составляющей единого образовательного процесса. При этом задача экологического обучения состоит в усвоении знаний об окружающей природе и о взаимосвязях между природными объектами, а задача экологического воспитания - формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; в итоге экологическое мировоззрение ребенка проявляется в его поведении.

Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми.

Источники:

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.

2. Каспарова О. В., Гандина В. Н., Щеповских О. В. Волжская земля - Родина моя: программа по эколого-краеведческому образованию дошкольников. Тольятти, 2013. 298 с.

3. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

4. Пиянзина О. П., Мискевич Т. В., Семенова Т. Б. Эко-квест для дошкольников в зимний период // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития : материалы XI Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 4 (11). С. 142-144.

5. Природопользование: Словарь-справочник. - М., 1990. -С. 592

6. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн) Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019 № 6 (36). С. 114-121. удк 373.24 Н. в. Белинова, И. Б. Бичева, Т. Г. Ханова

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Конспект спортивно-экологического досуга с родителями «Мама, папа, я — экологическая семья» Тема: «Мама, папа, я – экологическая семья»Конспект спортивно – экологического досуга с родителями в средне –старшей группеЦель: -Приобщать.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Сценарий экологического оригинального дефиле «Экологическая мода»Сценарий экологического оригинального дефиле «Экологическая мода» Цель: активизировать, объединить творческие проявления ребят и их родителей, вызвать инициативу, эмоциональный подъем и просто доставить.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 20:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД