Ольга Иванова
Развивающее пособие для детей старшего дошкольного возраста «Экологическое дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее пособие «Экологическое дерево»
Содержание пособия:
Пособие представляет собой два плоскостных изображения дерева, вырезанных из фанеры.
Соблюдая принцип «пазла», мы получаем четыре сектора объемного дерева, которые оформлены самоклеющейся пленкой (оракал, цвет которой наиболее ярко отражает то или иное время года (зима - белый цвет; весна- светло зеленый; лето - зеленый; осень- желтый и оранжевый).
Ветки дерева выполнены из липкой ленты, что позволяет размещать на них изображения капель воды, моделируя соко-движение.
Публикация «Развивающее пособие для детей старшего дошкольного возраста „Экологическое дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На поверхности кроны дерева закреплены металлические крючки, на которые дети могут располагать разнообразный дидактический материал.
Дидактический материал для моделирования (наборы вырезанных по контуру изображений : капли воды, листья деревьев, яблоки, птицы – снегири, воробьи, синицы, снежинки, скворечник, дупло, гнездо, белка, сосновые шишки). Раздаточный материал изменяется в зависимости от изучаемой темы.
Ценность данного пособия - использование моделирования, как наглядно-практического метода, что позволяет сформулировать у детей осознанные представления о природе. Оно способствует повышению активности детей за счет возможностей наблюдать результаты своей деятельности, анализа действий за счет их повторения.
Задачи:
Закрепить умения получать информацию об окружающем мире и использовать ее в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности.
Систематизировать представления и знания у детей о взаимосвязи в природе через моделирование природных явлений.
Учить детей вскрывать невидимые связи на основе анализа и синтеза, высказывать суждения предполагаемого характера.
Совершенствовать наглядно-действенное мышление, подвести к развитию наглядно-образного мышления, умение сосредотачиваться на задаче, запомнить условие, выполнить их правильно.
Активизировать зрительные функции: прослеживание, фиксацию, локализацию.
Совершенствовать ориентировку на ограниченной плоскости, стимулировать пространственные отношения руки и глаза, развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.
Стимулировать творческую активность детей, насыщать экологический опыт.
Дидактическая игра «Четыре времени года».
Цель: данная игра направлена на развитие экологических представлений о сезонных изменениях в природе, развитие сенсорных качеств, развитие коммуникации, умение играть в коллективе.
Описание игры: для игры используются четыре поверхности кроны дерева, которые соответствуют четырем временам года и имеют определенную окраску. Дети заполняют эти сектора соответствующим дидактическим материалом и составляют небольшой творческий рассказ об определенном времени года.
Варианты игровых заданий:
«Там, где царствует зима».
«Просыпается природа ото сна».
«Летние зарисовки».
«Птичий гомон».
Дидактическая игра «Времена года».
Цель: закрепить умение различать признаки времен года; расширять знания о последовательности жизненных процессов в природе, о тех закономерных изменениях, которые в ней происходят. Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к окружающей природе.
Варианты игры:
1. Воспитатель читает стихотворение о каком-нибудь времени года, ребенок угадывает, о каком времени года стихотворение и составляет соответствующую картину о природе на макете дерева (приложение 1).
2. Игровые упражнения «Исправь ошибку» или «Так бывает или нет». Воспитатель на дереве составляет картину с ошибками, ребенок должен устранить эти ошибки.
Дидактическая игра «Загадки и отгадки».
Цель: Совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать скрытый в них смысл, находить верное решение.
Ход игры: Вводная беседа. «Все мы живем в доме. У каждого из нас есть свой дом. Кроме людей, на планете Земля живут растения, животные. Что для них является домом? (Лес). Сейчас я загадаю вам загадки об обитателях леса, а вы найдите изображения (картинки) – отгадки и повесьте их на крючки» После отгадывания загадок о белке, дятле и др., ребенок поочередно вывешивает изображение животных и птиц на крючки. Можно предложить ребенку рассказать о животных о которых говорится в загадках (приложение 2).
Вариант использования развивающего пособия
«Экологическое дерево».
Работа с моделью «Сухое дерево».
Воспитатель заранее составляет картину «Весна» с деревом без листьев. Дети, моделируя «капельками» воды - сокодвижение, подбирают листья определенного цвета и размера для этого времени года.
Варианты игр:
Игра «Вот лист осенний кружится».
Цель: упражнять детей в классификации листьев по сходству, активизировать словарь.
Игра «В лесу объявлен карнавал»
Цель: как растения приспосабливаются
к изменениям в природе.
Игры на систематизацию
представлений детей о насекомых.
Цель: систематизировать представления
детей о многообразии насекомых, их
приспособленности к определенному времени года.
«Этот жужжащий мир».
«Паучок Тимошка».
«Пчелка Майя».
Варианты игровых заданий с использованием пособия направленных на закрепление математических представлений.
«Раз, два, три, четыре, пять - будем шишки мы считать»
Цель: закрепить навыки количественного счета; развивать зрительную память и устойчивость внимания.
«Катись, катись яблочко»
Цель: закрепить знания детьми состава числа; учить составлять числа из двух меньших.
«Лети, лети лепесток».
Цель: закрепить представление о составе чисел.
«Сидел паук на палочке, считал свои булавочки»
Цель: учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
«Как белки играли в горелки»
Цель: совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
«Путешествие снежинки»
Цель: учить использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения.
«Дары в лукошках»
Цель: совершенствовать способность детей составлять арифметические задачи с опорой на наглядность.
Разгадывание кроссвордов, решение логических задач типа: «Почему листок не зацепился за крючок?», викторины, загадки, стихи, зарисовки — все это лишь малая часть многообразия использования данного пособия.
Возможность создания ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение интереса к познанию — яркий показатель эффективности разработанного нами развивающего пособия.
Благодарим
за внимание