Гамидова Фатима Дахировна
Развивающие игры для детей 3–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры.
Возраст:3-6 лет.
Развивающие игры в отличие от дидактических основной педагогической целью имеют не формирование или закрепление знаний, умений, навыков, а развитие логических операций, воображения наблюдательности, памяти и других психических характеристик. При этом построенные на экологическом материале, они косвенно могут способствовать и формированию экологических представлений.
Публикация «Развивающие игры для детей 3–6 лет» размещена в разделах
Многие дидактические игры дошкольников «готовят почву» для формирования и развития предусмотренных ФГОС начального общего образования универсальных учебных действий. К ним относятся,в частности, такие логические УУД (универсальные учебные действия,как сравнение, классификация, установление связей и др. Эта работа может строиться как на природоведческом, так и на экологическом материале.
В пособии «Сюжетные игры в экологическом образовании дошкольников» приводится разработки игр, построенных на сравнении реальных животных с их игрушечными и аналогами. Кроме развития логической операции «сравнение» подобные игры имеют и большое познавательное значение, поскольку действие сравнение сопровождается соответствующей естествоведческой, экологической информацией педагога.
«ЖИВАЯ КОШКА И ИГРУШЕЧНЫЙ КОТЕНОК» (ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Дидактическая цель: рассказать детям о кошках; научить наблюдать за их поведением; воспитать бережное отношение к животным.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям новую красивую игрушку — котенка. Предлагает рассмотреть ее, потрогать, погладить. Обращает внимание детей на то, что у котенка круглая голова, небольшие треугольные ушки, круглые глаза, торчащие усы, хвост и четыре лапы. Подчеркивает: «Это красивый игрушечный котенок. С ним можно поиграть». Вместе с детьми «кормит» котенка, катает на машине или в коляске, укладывает спать. Затем говорит: «Мы с тобой поиграли, теперь садись за стол рядом с ребятами. Сейчас придет живая кошка, мы будем за ней наблюдать».
Воспитатель приносит кошку, сообщает ее кличку. Просит детей описать действия кошки. Что она делает? Как себя ведет? Куда пошла? Куда прыгнула? Что обнюхивает? На что смотрит? Затем говорит: «Мурка у нас в гостях. Это место для нее новое, незнакомое, поэтому она ведет себя неуверенно. Мы не должны ей мешать. Пусть познакомится со всеми, успокоится». Затем воспитатель, глядя на игрушечного котенка, говорит: «Ну что, интересно на живую кошечку смотреть?» Воспитатель берет кошку на руки и говорит: «У кошечки на лапках есть подушечки, чтобы она могла незаметно подкрадываться (показывает детям) и острые загнутые коготки, чтобы можно было быстро залезть на дерево, крепко держать добычу и
защищаться. Кошка прячет коготки, чтобы они не стучали. Я пущу кошечку на пол, а вы закройте глаза и послушайте, как неслышно она ходит». Затем обращается к игрушечному котенку: «Покажи свои лапы! Где у тебя подушечки и когти? Смотрите, ребята, у него их нет. Это игрушечный котенок, у него просто мягкие лапки». Затем добавляет: «Как играть с игрушечным котенком, вы знаете. С живой кошечкой так играть нельзя. С ней нужно обращаться осторожно. Давайте посмотрим, захочет ли она с нами играть (дети наблюдают за действиями кошки).Теперь вы можете поиграть с игрушечным котенком и понаблюдать за кошкой Муркой».
Имеется множество игр, построенных на природоведческом и экологическом материале, подготавливающих дошкольников к освоению логического действия «классификация». Пока этот прием реализуется не на уровне собственно классификации, а на уровне группировки.
Что касается природоведческих или экологических игр, то развитию логического мышления, подготовке к освоению приема классификация будешь способствовать такие игры, как «Сьедобное- несьедобное», «Четвертый лишний» и др.
Игра «Четвертый лишний».
Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру.
-Определите, кто здесь лишний:
1)заяц, еж, лиса, шмель;
2)бабочка, стрекоза, енот, муха;
3)кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
4)пчела, стрекоза, енот, муха;
5)кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
6)заяц, муха, пчела, майский жук;
7)лягушка, комар, жук, бабочка;
8)стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Есть игры и на установление временных связей.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель :закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных,человека)
Материал :набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений и животных (горох,одуванчик, лягушка, бабочка,а также человека (младенчество, детство, отрочество, зрелость,старость).
Первый вариант: ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ ( например бабочка- капустница: яйцо- гусеница-куколка-бабочка)и рассказать что было сначала, а что потом.
Второй вариант. Воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку. Дети должны ее исправить и объяснить свое решение.