Альбина Султанова
Развивающие игры как средства формирования познавательных способностей детей школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры как средства формирования познавательных способностей детей школьного возраста
Султанова Альбина Радиковна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №19 «Аленка», город Набережные Челны
Публикация «Развивающие игры как средства формирования познавательных способностей детей школьного возраста» размещена в разделах
Огромную роль в учебном процессе играет формирование познавательных способностей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС, работа педагогов должна быть направлена на формирование у детей познавательных способностей. В соответствии с новым образовательным стандартом, обучение направлено на обогащение детей методами и средствами для получения необходимой информации; также на формирование умения использовать данные знания в практической деятельности.
Учебная деятельность в школьном возрасте является источником получения новых знаний об окружающем мире; источником формирования социального опыта. На основе учебной деятельности, познавательная деятельность становиться управляемым и целенаправленным [26, с. 67].
Развитие познавательных способностей не происходит стихийно. Для того, что бы полноценно сформировать у детей познавательные способности необходимо подходить к этому грамотно, с использованием различных методических подходов. Одним из средств формирования познавательных способностей в школьном возрасте являются игры, в частности в младшем школьном возрасте.
Игра в младшем школьном возрасте остается важной деятельностью, которая оказывает развивающее воздействие на личность детей. Игра до сих пор остается одним из средств усвоения общественного опыта, является одной из уникальных форм обучения, доступной и понятной для младшего школьника. Все виды игр несут в себе развивающий потенциал. Таким же большим развивающим эффектом обладают дидактические игры.
Учебная деятельность младших школьников часто имеет элементы игры, что позволяет благополучно развивать детей. Применение игр в учебной деятельности позволяет удовлетворить основные потребности детей младшего школьного возраста. Игры позволяют проводить учебную деятельность в непринужденной обстановке, с грамотным сочетанием активности и пассивности учеников на уроке. Для педагогов игра обладает колоссальными возможностями в ходе активизации мыслительной деятельности младших школьников. В свою очередь, игровая деятельность для детей является интересным и привлекательным.
В своей игровой деятельности, дети не просто выполняют какие-либо действия, их деятельность носит развивающий и воспитывающий характер. Игра не просто развивает личностные качества ребенка, путем усвоения ролей, но и способствует интеллектуальному развитию детей. Игра направляет ребенка на активность, на деятельность [23].
Любая игра состоит из игровых действий, которые подразумевают активность детей. В отличие от детей дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста выполняют более сложные игровые действия. В их играх преобладают игровые действия умственного характера, в которых необходимо проявить наблюдательность, сравнивать, припоминать ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и другое [10, с. 54].
Дидактические игры являются одним из видов игровой деятельности, которые способствуют эффективному формированию познавательных способностей. В младшем школьном возрасте, игры в первую очередь, направлены на умственное развитие детей. На основе анализа источников литературы, дидактические игры можно рассмотреть в качестве игр с правилами, поэтому, они могут быть использованы в работе с детьми младшего школьного возраста. Учебный процесс может строиться с элементами дидактических игр, материал может предоставляться в игровой форме.
Эффективность и результативность применения дидактических игр может быть достигнута только при условии системности их применения, как дополнительного элемента образовательного процесса. Данные игры могут быть использованы, как элемент занятий на всех этапах урока, начиная с повторения пройденного материала заканчивая изучением нового [15,с. 42].
В дидактической игре имеется своя структура, элементы. Все это характеризует дидактическую игру в качестве формы обучения и игровой деятельности одновременно. Свободная игровая деятельность позволяет создать благоприятные условия, в котором дети могут расслабиться, открыться, реализовать свои возможности.
Развивающие игры развивают интеллектуальные способности детей, и это происходит на протяжении всей игры. Использование игры в процессе урока способствует тому, что дети учатся обсуждать, это позволяет достичь понимания материала урока. Использование развивающих игр в учебной деятельности способствует тому, что дети младшего школьного возраста положительно относятся к обучению [13,с. 172].
В игре дети учатся ставить задачи и применять полученные знания на практике. Каждая игра должна носить развивающий характер (в частности умственное развитие детей). Важно, чтобы игровые методы и приемы требовали от детей умственного усилия, для того, чтобы преодолеть трудности, возникающие в ходе обучения.
Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы. Познавательная способность является фактором успешности развития детей, необходимо процесс обучения строить таким образом, что бы дети были заинтересованы в получении знаний, умений и навыков. В младшем школьном возрасте игра сохраняет свою развивающую значимость. Игры создают благоприятные условия для развития и воспитания детей. Колоссальным развивающим потенциалом обладают дидактические игры. Формирование познавательных способностей в играх осуществляется на основе активизация мыслительной деятельности, создания благоприятной учебной атмосферы и высокой профессиональной компетенции педагога.
Список литературы:
1. Вахрушева Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе/Л. Н. Вахрушева// Начальная школа. – М., №4. 2016.
2. Волина В. В. Учимся играя/В. В. Волина. - М. «Новая школа». 2014. – 378с.
3. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры/З. П. Жукова// Начальная школа. – М., № 5. 2016.
4. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников/А. З. Зак. – М., 2009. – 167с.
5. Лукиных Л. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе/Л. В. Лукиных//Молодой ученый. – М. №10.5, 2015.
6. Младший школьник : развитие познавательных способностей :/И. В. Дубровина [и др. ] - М. : Просвещение, 2013. - 208с.
7. Тепляков С. О. Интеллектуальное развитие/С. О. Тепляков// Начальная школа. – М., № 4. 2016.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей школьников/Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, 2012. – 289с.
9. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться?/Г. А. Цукерман. - Рига: Эксперимент, 2010.
10. Шамова Т. И. Активизация учения школьников/Т. И. Шамова. – М. : Просвещение, 2010. - 167с.