Любовь Баяндина
Развлечение «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Косинский детский сад №1»
Развлечение для детей 3-6 лет
«Край родной наш - Парма».
Составили: воспитатель - Баяндина Любовь Викторовна
воспитатель - Голдина Светлана Михайловна
Цель: Расширить представления о традициях и обычаях коми-пермяцкого народа, порадовать детей играми, песнями, потешками коми- пермяков. Прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Задачи:
Развивать детскую активность через народные подвижные игры, песни.
Публикация «Развлечение „Мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине.
Воспитывать уважительное отношение к наследию своего народа.
Ход развлечения:
Зал оформлен в стиле коми- пермяцкой избы.
Звучит песня на коми- пермяцком языке «Ленок», в исполнении Е. Плотниковой, дети входят в музыкальный зал, садятся на скамейки
Хозяйка:(приглашает детей войти в зал)Пыро, пыро, дона госсез! Пыро и пуксьо! Заходите гости дорогие. Гостям мы всегда рады. Садитесь пожалуйста (дети рассаживаются на скамейки). Бур лун, дона челядь! Собрала я вас сегодня, чтобы поговорить о коми – пермяцком народе, о их обычаях и традиция. В давние – давние времена был у коми- пермяков такой обычай: как заканчивали полевые работы, собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали - устраивали посиделки, коротали осенние, да зимние вечера вместе, как говорится в пословице: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни лапти плетут, другие посуду из дерева вытачивают. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот и работа у них спорилась. И мы сегодня собрались в моей избе на посиделки: спеть песни коми- пермяцкие, почитать потешки, стихи, поиграть в веселые игры.
Читает стихотворение сначала на коми- пермяцком, затем русском языках:
Мый жо сэтшом Родина,
Мый жо сэтшом горт?
Кытон мийо чужим,
Кытон мийо олам,
Кытон миян школа –
Это миян Родина,
Это миян горт.
Вора – видза Парма,
Кама да Кува,
Коми кар – Кудымкар,
Да роч кар – Москва –
Это миян Родина,
Это миян горт.
Что такое Родина?
Что такое дом?
Место, где родились мы,
Место, где живем.
Там, где детский сад наш,
Там, где наша школа-
Это наша Родина,
Это есть наш дом.
Лесная наша Парма,
Кама да Кува,
Коми край – Кудымкар
Русская Москва-
Это наша Родина,
Это наш дом.
Мы живем с вами в Коми- пермяцком округе. Наш край еще называют красивым словом Парма. Парма- это зеленая тайга, лес. О Парме сложено много песен, стихов, сказок, рассказов.
(включается аудиозапись песни Парма- Парма, детям показывают слайды с изображением природы Коми- пермяцкого округа).
Воспитатель: Хозяюшка, наши дети знают много коми- пермяцких песен и потешек, мы сейчас споем и расскажем их для тебя (дети читают потешки).
Дети исполняют коми- пермяцкую песни «Кутю да Петю», «Кукла Луша»
Затем читают потешки:
- Улитка, улитка,
- Высунь рожки-ушки!
- У меня их нету.
- Куда подевала?
- Курочка склевала.
- Для чего они ей?
- Яичко растить.
- Для чего яичко?
- Кашу сварить.
- Для чего кашу?
- Тебя накормить.
- Для чего кормить?
- Чтобы вырос скорей.
Я да ты.
Я – Ерошка,
Ты – Ерошка!
Я в лаптях, а ты в сапожках!
Погулять выходим разом:
Я с гармонью, ты с приплясом.
Мне за музыку – пятак!
Ну, а ты – хорош и так!
Чив - чив, воробей
Чив - чив, воробей,
Сбегай грядки полей!
- Нет папенька, нет маменька!
Чив - чив воробей,
В крыше дырку забей!
- Нет папенька, нет маменька!
Чив - чив, воробей,
Самовар подогрей!
- Нет папенька, нет маменька!
Чив - чив, воробей,
Сядь за стол поскорей!
- Мигом папенька,
Сел я маменька!
Сорока- белобока
Ты, сорока - белобока,
Зря не прыгай, не летай,
Строить домик помогай!
Волк бревна кладет,
Мышка мох подает,
Заяц печку слепил,
Дятел дров нарубил,
Белка спичку нашла,
Огонек зажгла.
А тетеря-то с корзиной
Побежала за малиной.
Как вернется будет пир
На весь бор и на весь мир!
Вот так-то сорока!
Меленка
Меленка, меленка,
Скорее помоги:
У нас в лукошко пусто!
Дай в него муки!
И напечет нам бабушка
Сразу пирогов,
Масляных оладушек,
Теплых крендельков! Заюшка
Ох, ты заюшка! Попрыгаюшка!
В саже тонкое ушко,
В муке белое брюшко.
Чавылек, чивилек,
Где ты бегал весь денек!
Бородушка-борода
Бородушка - борода,
Ты откуда и куда?
- На базаре побывал,
Там бородку продавал!
А зачем продавал?
- Чтоб точило купить.
А зачем тебе точило?
- Чтоб косу наточить.
- Сено думаю косить.
А зачем косить?
- Корову пеструю кормить.
А почто тебе корова?
- Молочка надою.
А куда молоко-то?
- Ребятишек напою.
А зачем ребятишки?
- В доме пол подмести.
А зачем его мести?
- Чтобы в пляс пойти.
Почему же в пляс?
- Так гармошка у нас!
Хозяйка: Есть, есть у нас гармошка (показывает гармошку).
Гармонь, алый мех,
Плясать зови всех,
Играй, голоси,
Детей весели.
А, ну-ка выходи в середку и «Тупи – тап» попляши!
(звучит плясовая коми- пермяцкая мелодия, Хозяйка приглашает всех на пляску).
Хозяйка: Ай - да молодцы детишки.
Ну потеха, так потеха,
Здесь никак нельзя без смеха.
Музыканты хоть куда,
А с инструментами беда.
И гребни, и колотушки.
И трещотки, и свистушки.
Скажем: «Чудо из чудес – шумовой оркестр».
Шумовой оркестр под мелодию коми- пермяцкую (исполняют дети старшей группы).
(под музыку входит медведица из сказки «Медвежья нянюшка», обходит зал, оглядывается, как- будто ищет кого- то, напевает слова)
Медведица: Миньке надо, надо спать
Надо Миньку покачать,
Кто- же Миньке споет
Успокоит кто его? (замечает детей)
Как много здесь детей, сейчас я выберу для Миньки – медвежонка моего, нянюшку.
Хозяйка: Что - ты, что- ты матушка- Медведица. Это гости мои (показывает на детей, я их в обиду не дам. Лучше погости у нас. Мы тебя научим песни колыбельные петь для медвежонка твоего. (Медведица садится на стул).
Дети исполняют колыбельную, либо включается аудиозапись коми- прмяцкой колыбельной.
Хозяйка: Матушка-медведица, а сейчас поиграем в игру «Оша-Миша».
Оша –Миша,
Кузь вертень
Сюли – пали-
торта эм
Медведица: С вами мне было очень интересно, я теперь Миньке колыбельную сама спою, и поиграю с ним. Большое вам спасибо. Мне уже пора домой идти, Минька ждет. До свидания.
Хозяйка: До свидания, Медведица.
Хозяйка: А вот еще кто-то к нам идет. (в зал входит Пера - богатырь)
Пера: Я – Пера - Богатырь, пришёл к вам из коми сказаний и легенд. Охотился недалеко в соседнем лесу услышал ваше веселье и решил заглянуть к вам на праздник.
Хозяйка: Бур лун, Пера - Богатырь! Мы очень рады видеть тебя на нашем празднике. Проходи, садись, и послушай наших детей. Они тебе споют песни…
Дети исполняют песни: «Земляничка» - (средняя группа,
Хоровод «Кудрявая березка» (средняя группа)
Пера: Ой, спасибо вам ребята за такую красивые песни. А я хочу вам предложить поиграть. Игра называется «Гез». Гез- Это верёвка, которую я всегда с собой ношу на охоту и рыбалку.
Проводится коми- пермяцкая подвижная игра «Гез»
Хозяйка: Пера, а почему у тебя такие лыжи интересные?
Пера: Это не простые лыжи, а охотничьи и называются они – лямпы. Снизу на лямпы наклеивали оленью шкуру, чтобы они неслись быстрее и не скатывались вниз, когда охотник поднимается в гору.
Проводится «Эстафета с лыжами»
Пера: Слышал я, что здесь у вас
Силушку удалую свою можно показать
Я хочу померяться силой с вами.
А ну, выходи, и канат на свою сторону перетяни.
Конкурс: Перетягивание каната, Игра с лаптем.
Пера: Ну, ребята, молодцы! Пора мне возвращаться домой. Мне еще надо обойти свою Парму, посмотреть все ли в порядке у меня в лесу. Спасибо вам большое за тёплый приём, а сейчас пора прощаться. До, свиданья!
До новых встреч, дети!
Хозяйка: А теперь мои славные ребятки, отгадайте- ка загадки.
Есть загадки в нашем крае, -
До того мудреные
Кто загадку отгадает,
Попадет в ученые.
Сочинил загадку тот,
Отгадает этот,
А загадка все живет
Со своим секретом.
Загадки:
Всегда во рту, а не проглотишь? Язык, а по коми – (кыв).
Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут? (Ноги, а по коми - кок.
Две куколки на кровельке сидят? Уши, а по коми – (пэль).
Свернувшись лежит, Не лает, не кусает, А в дом не пускает (замок)
Маленький рыжеголовый мужичок, а всех заставляет плакать. (лук)
Посудина новая, а вся в дырах. (Сито. Решето.)
Воспитатель: Спасибо тебе, хозяюшка за гостеприимство. Очень весело мы провели этот вечер. Пора нам всем возвращаться к себе домой, на прощание мы тебе песню споем.
Дети исполняют коми- пермяцкую песню «Отiк»
Хозяйка: Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех.
За частушки, песни, танцы
Благодарствую я всех.
Час прошел в веселом гаме,
Как же короток был он!
Хорошо мне было с вами,
Вот прощальный вам поклон.
Дети под коми-пермяцкую мелодию выходят из зала.