Сценарий развлечения «Шахматное королевство»

Виктория Тищенко
Сценарий развлечения «Шахматное королевство»

Цель: популяризировать шахматы среди дошкольников; прививать детям стойкий интерес к игре в шахматы, вовлекать их в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.

Задачи:

- закрепить знание детей названий шахматных фигур, о их передвижении на шахматной доске, знание шахматной доски и умение на ней ориентироваться;

- упражнять в умении отгадывать загадки;

- развивать умственные, творческие способности, логическое мышление;

- развивать у дошкольников память, наблюдательность, внимание;

- воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи; создать праздничное настроение детям и гостям праздника.

Предварительная работа.

Чтение сказки Н. Журавлёва «В стране шахматных чудес»; наблюдение за игрой старших дошкольников; рассматривание шахматной доски и шахматных фигур; дидактические игры: «Найди похожую фигуру», «Что изменилось», «По росту», «4-й лишний». Заучивание наизусть стихотворений, разучивание танца шахматных фигур, занятия в кружке «Умные шахматы».

Оборудование и материалы.

Шахматное напольное полотно, костюмы участников праздника – шахматных фигур и костюм взрослого - Короля, шахматная доска и шахматные фигуры, шахматная шкатулка, декорация «Шахматное королевство», фишки, выставка семейных работ «Мир шахмат».

Для эстафет: обручи, ориентиры, кольцеброс, белые и чёрные кольца, 2 больших куба (чёрный и белый, 2 комплекта чёрных и белых квадратов, 2 ладьи из картона (чёрная и белая, разрезанные на части.

Аудиозапись песен, ИКТ, презентация.

Активизация словаря. Активизировать речь детей шахматной терминологией.

Ладья, слон, конь, ферзь. белопольный слон, чернопольный слон, шах, мат.

Участники досуга: Ведущая, Шахматный Король, Шахматные фигуры – дети.

Ход развлечения.

Эта чудная игра

Нам известна с детства

Отправляемся

Пора в шахматное королевство!

Ведущая: Шахматы знают и любят во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов, но постепенно завоевали умы и сердца многих людей. Предлагаю вам отправиться в гости к правителю этого королевства Шахматному Королю.

Звучит музыка, слайд шахматного поля. Дети закрывают глаза, и в это время появляется Шахматный Король.

Шахматный Король:

Люблю я гладкий, расчищенный путь

В любую сторону могу я шагнуть

Всего одно поле – вот шага длина

Не очень проворен, ведь я - старина.

Запомните все вы: король всех главней, всех важней.

Нет в шахматном войске важнее вождей.

- Здравствуйте дети. Я слышал что вы учитесь играть в шахматы. И что же вы умеете? (Выслушивает ответы детей)

Ведущая: В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Сейчас мы их вам представим.

А для этого ребята, вы будете отгадывать загадки, но если что – то вам будет тяжело отгадать – родители помогут.

Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду.

Скольжу легко по вертикали,

А могу и по горизонтали.

Только прямо хожу,

Как зовут не скажу.

(Ладья)

Показ слайда фигур белой и чёрной ладьи с анимацией.

Ведущая: Фигуры вам представлю я с красивым именем Ладьи.

Входит Белая Ладья :

Я Ладья, очень упряма

Ведь хожу я только прямо

Не петляю : прыг да скок,

Не иду наискосок.

Чёрная Ладья:

Так от края и до края

Могу двигаться всегда.

Я ведь башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

(Передвигаются по полям напольного шахматного полотна, показывая движения ладьи, кланяются и возвращаются на своё место)

Ведущая: Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным … (конём).

Показ слайда фигур с анимацией.

Ведущая: Теперь представлю я Коней.

Белый Конь:

Прыгнет (прыгает) конь.

Подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг!

Чёрный Конь:

И повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

И скакнет из-за спины.

Замечательный прыжок,

Поле прямо, поле вбок.

(Кони передвигаются по полям шахматного полотна на встречу друг другу, кланяются гостям и возвращаются на своё место)

Ведущая: Этот воин очень смелый,

Чуть ладью вчера не съел он.

Строго по диагонали ходит,

И порядки он наводит.

Он смел, силён, достаточно высок.

Предпочитает ходить и «бить»

Всегда по-своему: наискосок!

(Слон)

Показ слайда фигур с анимацией.

(Выходят слоны и становятся на белое и черное поле)

Белый Слон:

Если слон на белом поле встал вначале, не забудь,

Он другой не хочет доли, держит только белый путь.

Черный Слон:

А когда на черном поле слон стоит, вступая в бой,

Ходит правилам покорный черной тропкой слон такой.

Ведущая: До конца игры слоны цвету своему верны.

(Фигуры передвигаются по шахматному полотну перекрёстно по диагоналям, кланяются и возвращаются на свои места).

Ведущая: Одной рукой сжимая меч,

Другой – приклад ружья.

Он может доску пересечь,

Как слон и как ладья.

(Ферзь)

Показ слайда фигуры с анимацией.

Ферзь: Я в шахматах, можно сказать, чемпион

И шаг у меня широк

Могу я ходить, как Ладья и как Слон,

И прямо, и наискосок.

Я по многим клеткам-

Бью, и очень метко!

(Ферзь передвигается по полям шахматного полотна).

Ведущая: Теперь отгадайте такую загадку: «Маленькая, удаленькая, много полей вперед прошла и фигуру нашла».

Дети: Пешка.

Показ слайда фигур с анимацией.

Ведущая: А теперь представлю Пешек.

Чёрная Пешка:

Пешка маленький солдат

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Двигаться вперед.

На войну, не на парад

Пешка держит путь

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Чтоб могла вступить скорей

В рукопашный бой,

Первым ходом нужно ей

Сделать шаг двойной.

А потом – вперед, вперед,

За шажком шажок.

Ну а пешка, как же бьет?

Бьет наискосок.

Белая Пешка:

Если всю доску пройдет

Пешка до конца –

Ждет там звание ферзя

Храброго бойца.

(На последней фразе она манит рукой ферзя, тот становится на ее место и все пешки кланяются).

Шахматный Король:

Посмотрите, каковы

Сильные защитники мои!

Ведущая: А теперь, Ваше Величество, посмотрите сражение «живых шахмат». (Дети встают на исходные позиции, и начинается игра - танец)

Шахматный Король: Вижу многому вы научились. Хочу проверить ваши знания. Для этого, чтобы было интереснее, вы должны поделиться на две команды: белые и черные и принять участие в «шахматных соревнованиях». А я посмотрю, чья команда умнее, сильнее, быстрее.

Дети делятся на две команды «Белые» и «Чёрные». В соответствующие команды присоединяются дети, выполняющие роли шахматных фигур. После каждого конкурса, эстафеты или соревнования подводится итог.

Игра «4-й лишний».

Правила: каждая команда поочередно отгадывает лишнюю шахматную фигуру, показанную на экране. У какой команды больше правильных ответов, та и побеждает.

Игра – соревнование «Составь доску». У каждой команды свой комплект квадратов белого и черного цвета. Чья команда быстрее и правильно выложит на большом кубе шахматную доску, та и победит. По 2 человека от команды.

Ведущая: А пока ребята составляют доски мы проведем конкурс «Кто больше назовет правил игры в шахматы». За каждый правильный ответ я буду давать фишку – квадрат.

Дети:

1. Тронул – ходи.

2. Ход сделан – обратно не вернешь.

3. Если руку убрали от фигуры, ход считается сделанным.

4. Если фигура стоит на доске не четко, необходимо предупредить партнера – «поправляю».

5. Игру следует довести до конца.

6. Надо поздравить выигравшего с победой.

7. Перед началом встречи соперники обмениваются рукопожатием.

8. Выигравший получает очко, проигравший – 0.

Ведущая: Подводим итоги ответов.

Показ слайда.

Ведущая: Белый отряд, чёрный отряд –

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же – в отряде другом.

Рядом все стали плотной стеной

Начинаем мы эстафетный бой.

Игра - эстафета «Поставь правильно фигуру на шахматную доску».

Игра проводится двумя командами.

Задача: участники из команд по одному добегают до шахматной доски и выставляют по одной фигуре (пешке) со своей стороны доски правильно и бегом возвращаются в свою команду, салят очередного играющего по руке, затем встают сзади своих товарищей. Побеждает команда, быстрее и правильнее расставившая все фигуры и пешки и совершившая меньше ошибок при осаливании.

(Игра проводится под музыку).

Ведущая: Подойдите все к доске и сами проверьте: «Белые» проверяют, правильно ли поставили «Черные» и наоборот. (Дети проверяют и объясняют, верно или нет).

Показ слайда.

Соревнование «Кольцеброс» (для родителей, болеющих за команды своих детей):

Сделать бросок наискосок, забросив кольцо в обруч. Команда-победитель та, у которой наибольшее попадание.

Показ слайда.

Эстафета «Сделай ход конём»: перед каждой командой выкладываются обручи буквой «Г», каждый участник команды прыгает из обруча в обруч вперёд, затем назад, передавая ход другому. Все они переносят детали шахматной фигуры. Первыми начинают дети, выполняющие роли «Коня». Выигрывают те, кто быстрее справился с заданием.

На другом конце зала стоит по 1 – му ребёнку – представителю команды и из деталей, принесённых детьми, собирает ладью из частей в одно целое (каждый своего цвета). Кто быстрее?

Шахматный Король: Молодцы! А теперь попробуйте ответить на мои вопросы из шахматной шкатулки.

Вопросы «Шахматной шкатулки» (на экране видеослайды).

Ведущая: Подумайте и ответьте на вопросы. Если ребята не смогут ответить, родители могут им помочь.

- Назовите, пожалуйста, какие есть шахматные фигуры и во сколько очков они оцениваются?

- Назовите самую главную фигуру в шахматах?

- А какая фигура сильнее?

- Как ходит пешка? (только вперед по вертикали) .

- Является ли пешка фигурой? (нет, она просто пешка) .

- Где размещаются ладьи на доске до начала игры? (по углам шахматной доски) .

- Во сколько очков оценивается ладья? (пять очков)

- Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольный и чернопольный) .

- Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой?

- В чем отличие коня от всех остальных фигур?

- Что такое мат, шах?

- Назовите, каких вы знаете чемпионов мира.

Шахматный Король:

- Ребята, молодцы! В эстафетах вы показали себя самыми крепкими, сильными и ловкими. Но результаты ещё подводить рано. Сделать последний завершающий ход нам помогут ваши родители.

Мамы и папы, время не теряйте,

Нам теперь вы помогайте!

Показ слайда.

Эстафета «Собери королевскую рать»:

- Вся королевская рать

Короля должна оберегать.

Игроки той и другой команды по одному, взяв с собой обруч, по прямому пути обегают ориентир, возвращаются к своей команде, забирают одного из своих родителей, одев на него обруч, и повторяют путь, пока не соберут целую цепочку своей команды. Выигрывает самая сплочённая и быстрая команда.

Ребёнок: Каждая пешка, каждая фигура

Знает свою роль:

Если все мы вместе -

Все: Непобедим наш шахматный Король!

Итог.

Шахматный Король: А теперь подведем итоги. Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями, показали мне ваши знания, я вами очень доволен.

Оценка жюри. Напутственное слово тренера по шахматам.

Шахматный Король: За мужество и отвагу я награжу вас всех!

Награждение игроков - победителей грамотами. Угощение шахматным печеньем.

Ведущий: Наше соревнование подошло к концу. Спасибо тем, кто участвовал, спасибо болельщикам и гостям.

Под музыкальное сопровождение дети и родители выходят из зала (звучит песня «Шахматы» в исполнении Витаса).

Сценарий развлечения «Шахматное королевство»
Публикации по теме:

Конспект по математике «Путешествие в королевство математики» Тема: "Путешествие в королевство "Математики" (Под музыку дети заходят в зал) Ведущий: Здравствуйте дорогие гости. Мы очень рады видеть.

Сценарий квест-игры по формированию культурно-гигиенических навыков «Королевство чистоты» для детей старшего дошкольного возраста «Королевство чистоты» Автор: Щербинина Светлана Александровна 2017г. Должность: воспитатель.

Сценарий летнего праздника «Путешествие в Королевство Дорожных Правил» Спортивный праздник На спортивную площадку входят дети под марш. Вед: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на спортивный праздник.

НОД ФЭМП при помощи шахмат. «Шахматное королевство». Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Шахматное королевство» с детьми старшего дошкольного возраста Цель НОД:Учить детей.

Праздник осени «Огородное королевство»Праздник осени «Огородное королевство» ценарий осеннего праздника в подготовительной к школе группе "Королевство огород" Ведущая: Сегодня в нашем зале, мы вас, друзья, собрали,.

Сценарий 8 марта для средней группы «Сказочное королевство»Сценарий 8 марта для средней группы «Сказочное королевство» Герои взрослые: Мама Королева Бабушка Королева Герои дети: Принц Радуга Принцессы Охранники принцесс Цветы Поварята Атрибуты: Муляж торта,.

Сценарий на праздник осени в старшей группе. «Королевство овощей и фруктов» Под музыку вбегают дети с листиками в руках, исполняют : «Осенний флеш-моб». Стихи: 1. в небесах высоких тает одинокий, тонкий луч улетают.

Сценарий новогоднего праздника-сказки в школе-интернате «Королевство кривых зеркал» 1. Звучит музыка «В лесу родилась ёлочка» Дети: Захарченко Дима, Минченков Максим, Крючков Саша, Линёва Вита 1. Как красиво в нашем зале,.

Конспект НОД «Путешествие в Королевство Здоровья» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Путешествие в Королевство Здоровья» Цель: воспитание.

Выпускной утренник «Королевство Буквария» К О Р О Л Е В С Т В О «Б У К В А Р И Я» Сказка на выпускном утреннике Д е й с т в у ю щ и е л и ц а: Д е т и: Король Ъ, Королева Ь, Принцесса.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Головоломки
Автор публикации:
Сценарий развлечения «Шахматное королевство»
Опубликовано: 22 декабря 2017 в 01:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «День рождения Снегурочки»
Фрагмент новогоднего представления . Звучит волшебная музыка. В центре зала стоит избушка. Рядом с ней сидит ворон. Из – за домика выходит Баба...
10 уловок при общении с детьми! Консультация для родителей.
10 уловок при общении с детьми! 1. Вместо раздраженного: «Пошли скорее, сколько тебя ждать! » Скомандовать: «На старт, внимание… марш! Побежали! » 2. Вместо...
Детский мастер-класс «Ваза с цветами для любимой мамы»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю посмотреть мастер-класс "Ваза с цветами для любимой мамы" с моей воспитанницей Викой, ей 4, 5 года....
Мастер-класс игрушки «Крот — землекоп»
Я, друзья, подземный житель, Землекоп я и строитель, Землю рою, рою, рою, Коридоры всюду строю, А потом построю дом И живу спокойно в нём....
Детский мастер-класс конструирования из природного материала «Парусник»
Цель: формировать конструктивные навыки Задачи: - закреплять умение конструировать из природного материала, используя для скрепления деталей пластилин;...