МААМ-картинки

Развлечение «В гости к Алдуне»

Фролова Любовь Петровна
Развлечение «В гости к Алдуне»

Структурное подразделение «Детский сад к/в «Звездочка»

МБДОУ «Д/с «Планета детства» к/в»

Развлечение

(с посещением мини - музея «Мордовская изба)

«В гости к Алдуне»

Воспитатель: Фролова Л. П.

п. Чамзинка

2019г.

Цель: Обобщить представления детей о быте и традициях мордовского народа, о предметах старины.

Задачи:

- формирование представлений о Мордовии, как своей малой родине;

- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

Публикация «Развлечение „В гости к Алдуне“» размещена в разделах

- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому Мордовии.

Материалы и оборудование: экспонаты мини – музея «Мордовская изба», чугунок с кашей, деревянные ложки.

Ход занятия.

Дети входят в музей и осматриваются.

Воспитатель: Сегодня мы с вами пришли в мини-музей, чтобы узнать, как люди жили раньше. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем (Россия). А какой главный город России? (Ответы детей).

- Как называется наша Республика (Ответы детей)

- В каком городе вы живете? (Ответы детей)

- Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле? Она очень красивая, самобытная и многонациональная. Народы каких национальностей живут у нас а Мордовии? (русские, татары, грузины, мордва)

- Русские, татары, грузины, мордва… Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в посё лке новых построек: большие красивые. Какие постройки вы знаете (Дворец спорта, Ледовый дворец, Центр национальной культуры и ремесел и др.)

- А раньше этого ничего не было. Хотите узнать, как люди жили раньше? Давайте попросим нам рассказать об этом хранительницу старины Алдуню. А вот и она.

(Входит Алдуня - девочка)

Алдуня : Шумбратадо, эйкакшт! Здравствуйте, дети! Шумбратадо, инжеть! Здравствуйте, гости. Давайте с вами познакомимся! Монь лемем Алдуня. У меня в руках мяч, передавая его, вы будете называть свое имя на мордовском - эрзя языке.

- Кода тонь леметь? («Как тебя зовут?»- спрашивает Алдуня у детей)

Дети: Монь лемем (называют имена)

Воспитатель: Алдуня, мы пришли к тебе узнать, как люди жили раньше.

Алдуня : А я вам сейчас расскажу.

-Давным-давно, когда еще жили прадедушки и прабабушки, не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса были очень богатые. Как вы думаете, зачем люди ходили в лес (ответы детей)

- Правильно, в лес ходили на охоту, там собирали грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу. Как вы думаете, чем они ловили рыбу? (Ответы детей)

- Нет, ребята, удочек тогда еще не было, а рыбу ловили неретом. Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь, просо, гречиху, лен, коноплю. Вот перед вами ступа. В ней толкали просо и пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.

– Дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен.

Мордовский народ очень религиозен, поэтому в каждом доме были красные углы, в которых обязательно были иконы Иисуса Христа, Божьей Матери, Николая Чудотворца и другие.

Мебель была вся из дерева: это и кровати, и лавки, столы, полки для посуды. Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки.

Воспитатель: Алдуня, а наши дети знают мордовскую колыбельную песенку.

Колыбельная песня

Баю-баю, церынем,

Тон леень ведине,

Удок, касок покшсто,

Тумо лацо виевне.

Баю, бай, сыночек мой,

Ты моя вода речная,

Спи и вырастишь, сыночек,

Крепкий, сильный, как дубочек

Алдуня : Какая хорошая песня. Дети раньше в школе не учились, а нянчили своих младших сестренок и братишек, а еще они работали вместе с родителями в поле. А в свободное время играли, водили хороводы, веселились.

Воспитатель: А мы с вами тоже умеем играть в мордовские игры. Давайте сейчас поиграем в игру «Горошки»

Игра «Горшочки»

Дети делятся на пары, один из пары «Горшочек», другой «хозяин», тот, кто остался без пары, «покупатель». Покупатель выбирает себе горошек и спрашивает у хозяина:

–Мисак чакшот? (Продаш свой горшок)

Хозяин отвечает: – Миса. (Продам.)

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшочка, а остальные считают: вейке (один, кавто (два, колмо (три, чийть (беги). Дети бегут навстречу друг другу. Тот, кто первый прибежит и дотронется до головы горшка, тот и «хозяин», а оставшиеся без пары становится «покупателем».

Алдуня : Молодцы, ребята! Давайте продолжим нашу экскурсию. Вся домашняя утварь была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.

Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи – панары, потом их вышивали и делали украшения.

На ногах лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.

Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее вот в таких сундуках.

В праздники в каждом доме пекли пшенные блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили позу, это напиток такой, как квас.

А я хочу вас угостить кашей с тыквой, которую я приготовила в печке. Раньше вся семья садились за большой стол на лавки, хозяйка ставила на стол большой чугун с едой, все брали ложки, а ложки были деревянные. Первым еду пробовал самый старший в семье, а затем все остальные. А вы хотите попробовать кашу из чугунка, деревянными ложками? Тогда рассаживайтесь на лавки за стол, берите ложки, а я подам вам чугунок с кашей.

Дети угощаются и благодарят Алдуню.

Дети. Спасибо. (Сюкпря).

Воспитатель: Дети, давайте расскажем бабушке Алдуне стихотворение о мордовской земле и споем песню о Мордовском крае.

Ребенок: Народы Мордовии - эрзя и мокша,

Татары и русские- все мы родня

Восходит заря над Сурою и Мокшею,

И греет нам души родная земля.

Так цвети, Мордовия родная!

Ты в семье народов не одна.

Русь тебя от бед оберегает,

Как родная старшая сестра.

Песня «Живи, Мордовия, моя»

(муз. В. Багрова, сл. А. Нестерова)

Алдуня : Молодцы,мне очень понравились и стихотворение, и песня. Я вижу, что вы любите наш Мордовский край.

Воспитатель: Дети, а вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия? (Ответы детей). Придем еще в гости Алдуне? (Ответы детей). А теперь давайте простимся с гостями и с Алдуней и пойдем в группу.

Дети: До свидания! (Вастовмазонок) .

Публикации по теме:

Летнее развлечение «В гости к Солнышку»Летнее развлечение «В гости к Солнышку» Летнее развлечение в младшей группе «В гости к Солнышку». Подготовила воспитатель 1 категории Виноградова Е. В. Цель: организация досуговой.

Развлечение для детей «В гости к Хозяюшке» Муниципальное Бюджетное дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Улыбка» комбинированного вида Развлечение для детей «В.

Развлечение «Едем в гости к бабушке» Цель: Развитие речи детей через фольклорные формы. Программное содержание : Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;.

Развлечение «В гости к бабушке Федоре» Развлечение "В гости к бабушке Федоре" Дети входят в зал. Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. Вы любите ходить в гости?.

Развлечение «В гости к Бабушке — Загадушке» Развлечение «В гости к Бабушке — Загадушке» Цель. Развивать логическое мышление, воображение, память, слуховое внимание и двигательную.

Развлечение «В гости к хозяйке леса»Развлечение «В гости к хозяйке леса» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру. Задачи:.

Развлечение «В гости к хозяину леса»Развлечение «В гости к хозяину леса» Задачи: • Систематизировать и закреплять знания детей о деревьях, названия частей дерева; • Развивать умение определить дерево по листу;.

Развлечение «В гости к сказке» Развлечение «В гости к сказке» Задачи. Вызвать у детей желание принимать участие в развлечении. Закреплять знания детей о сказках. В процессе.

Развлечение «В гости к солнышку»Развлечение «В гости к солнышку» Развлечение для детей группы раннего возраста. Цели: Создать у детей радостное настроение, формировать интерес к познанию; развивать внимание.

Развлечение «В гости к зайчику» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №179 «Дюймовочка» город Чебоксары Чувашская Республика Спортивное.

Автор публикации:
Развлечение «В гости к Алдуне»
Опубликовано: 24 октября 2019 в 19:11
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД