Наталья Евченко
Развлечение в старшей разновозрастной «Путешествие по Воронежскому государственному биосферному заповеднику»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение «Путешествие по Воронежскому государственному биосферному заповеднику».
Цель: развивать познавательную активность детей;
формировать представления об охраняемых природных территориях – заповедниках;
продолжать знакомство с многообразием животного и растительного мира региона;
познакомить детей с Красной книгой, ее значением;
Публикация «Развлечение в старшей разновозрастной „Путешествие по Воронежскому государственному биосферному заповеднику“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Заповедники и национальные парки
- Природа Воронежской области
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2019
способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу;
развивать речь детей;
развивать творческое воображение и коммуникативные качества;
Материал: кроссворд, видеозаписи о заповеднике, красная книга, атрибуты для игр, музыкальное сопровождение.
Ход:
Ведущий: Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Интересно, что в нем?
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я целый день.
Все в лесу мне интересно
Каждый куст и каждый пень.
Я – веселый старичок.
Старичок – Лесовичок.
Живу я в Воронежском государственном биосферном заповеднике. Я приготовил для вас интересные задания.
Ребята с вами мы отправимся в интересное путешествие и выполним задания Старичка – Лесовичка.
Все, что мы встретим в пути, о чем узнаем, мы будем записывать в кроссворд. Когда мы заполним все клеточки, то у нас получится интересное ключевое слово.
-С собой мы возьмем глаза, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы, уши, чтобы послушать «голоса природы», наши руки, чтобы помогать природе, и наши улыбки, чтобы было весело в пути.
Давайте сядем на опушку леса и послушаем звуки леса. Когда воздух чистый, хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя напряжение и усталость. Слушайте и наслаждайтесь чистым воздухом леса!
Звучит музыка «Сказочный зимний лес»
- Какой воздух в лесу (Ответы детей)
- Что вы слышали (Ответы детей)
Правильно вы слышали музыку леса. И первое слово, которое появляется в нашем кроссворде это слово музыка. (Вписать слово музыка в кроссворд.)
Путь нам предстоит неблизкий, чтобы быть готовым к любым ситуациям, в рюкзаке у опытного туриста всегда есть необходимые вещи.
Игра «Собери рюкзак»
(2 команды- девочки и мальчики, из набора предметов выбирают то, что пригодится в походе. Дать краткое обоснование своего выбора)
Ну вот, теперь можно и отправляться в путь!
Звучит запись “Голоса леса”, дети идут к новым заданиям.
Вот мы и попали с вами в заповедник.
- Кто знает, что такое заповедник?
- Для чего создают заповедники?
Заповедник – это остров спасения для растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты.
Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.
В лесу, как у людей, есть многоэтажный дом, где все соседи живут дружно, ни кому не мешая. У каждого растения есть свой этаж, на котором оно живет. На верхнем этаже самые высокие деревья (сосны, ниже – лиственные деревья и ели, еще ниже - высокие кустарники и подрастающие деревца; а самый нижний этаж занимают травы и мох.
Давайте расселим растения в свои квартиры.
Игра «Пирамида»
Из набора картинок выбрать нужные изображения растений и разместить по порядку от самых высоких к самым низким.
Пирамида – это следующее слово, которое должно появиться в нашем кроссворде. (Вписать слово)
Вот и попали мы с вами в заповедник. А вы знаете, что может произойти с природой, если ее не беречь и не охранять? Хотите узнать?
Игра «Разрушенный дом»
Дети стоят в кругу, опоясанные веревкой.
- Все вы – обитатели леса, которые жили каждый по – своему, пока люди не надумали построить дорогу. Для этого они срубили деревья, и животные, которые жили в этой части леса, остались без жилья. В лесу стало теснее (стянуть веревку).
Но люди не только проложили дорогу, но и решили построить поселок.
Вырубили лес на постройку домов (постепенно стянуть веревку).
Животным в лесу стало еще теснее, выбора у многих животных не осталось и они погибли.
Так могут погибнуть все животные, если человек без конца будет теснить их.
Вот для того, чтобы не случилось такой беды, и существуют заповедники-
острова жизни для растений и животных.
-Как вы думаете, что такое лес? (это дом, в котором живут растения и животные).
Вписывает в кроссворд слово дом.
- Ребята, вы находитесь на лесной полянке. Вы ничего не заметили? Вам все нравится? (много мусора, разбитое стекло, банки, бумага, пакеты)
- Что может случиться, если люди будут выбрасывать мусор в лесу?
Ребенок читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка».
А на солнечной полянке
Тут и там пустые банки,
И, как будто нам назло,
Всюду битое стекло.
Здесь до нас уже сидели,
Жгли костры, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Лесовичок предлагает навести порядок на полянке.
Проблемная ситуация:
- Куда лучше всего вывезти мусор? Детям предлагается картинки с вариантами ответов :
- на завод по переработке мусора;
- на свалку;
- на берег реки.
Нужно выбрать картинку и ответ объяснить.
- Давайте договоримся, ребята, что не будем бросать мусор, где попало, не будем оставлять его в лесу, тем более, что у нас в заповеднике на всех оборудованных местах отдыха есть контейнеры или ямы для мусора.
Игра “Убери мусор”
Нужно собрать в ведра мусор (листочки бумаги)
Посмотрите - ка, ребята, как уютно стало на нашей полянке. Но многие цветы уже стали редкостью в нашем лесу и поэтому люди их охраняют. (Рассматривание иллюстраций)
- Как вы думаете почему это происходит? (ответы детей.)
Молодцы ребята! Ведь растения – это наша природа, бесценна красота, которую она нам дарит.
Если денег накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
- Как редко мы задумываемся над этим, уходя из леса, уносим с собой букеты цветов, оставляя после себя пустые полянки. Слово, которое мы вписываем в кроссворд – это слово цветы и запомним раз и навсегда, что любоваться цветами лучше в лесу.
- А сейчас давайте приляжем и отдохнем.
Аутотренинг «Голоса леса»
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы на лугах
Надо мной гордо
Кружатся птицы.
Мне очень хорошо и приятно
Я очень рад, что встретился
С удивительным миром заповедника.
Я хочу жить в мире с природой.
- Ребята, сейчас я хочу показать вам настоящее чудо, которое живет в нашем заповеднике.
Возьмите в руки бинокли (имитация). Посмотрите, кого мы с вами видим в заповеднике (рассматривание цветных иллюстраций о бобре)
Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.
Посмотрите на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
- Бобры — хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину — под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники : в Татарии, в Белоруссии, в Азербайджане.
(Вписать в кроссворд слово бобр)
- Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.
Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной растут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав. (Вписать в кроссворд слово олень)
- Ребята, а знаете ли вы, кто изображен на эмблеме Воронежского заповедника. (бобр и олень).
(Показать эмблему заповедника)
Также есть еще много других заповедников. Например,в Белоруссии расположен заповедник «Беловежская пуща», в котором проживают очень крупные животные — зубры. Зубр — это дикий бык, высота его доходит до 2 метров, а вес — до 1 тонны. Когда зубр сердит, он очень страшен и опасен.
В лесу есть очень важный человек. Он знает всех обитателей леса, старается помочь им в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье. Бережет лес от пожара, очищает от старых деревьев, высаживает новые. А еще борется с браконьерами. Кто это? (Ответы детей)
- Это лесник. Давайте я запишу в ваш кроссворд новое слово - лесник.
Путешествуя по заповеднику, вы наверняка встретили много редких растений и животных. Все они занесены в эту Красную книгу. (Показать детям, вместе рассматривают иллюстрации книги)
- Почему они стали редкими?
- Для чего создана Красная книга, и почему у нее красный цвет?
Вписываем в кроссворд слово- книга.
- Кто знает, как вести себя в лесу?
Игра «Можно – нельзя»
Дети берут любой из знаков и обосновывают свой ответ.
Записывают слово - знаки.
- Посмотрите, у нас получилось слово – ЗАПОВЕДНИК.
Пройдя большой путь, мы узнали как можно вести себя в лесу, как охранять природу.
Дети читают стихотворение.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
Нор звериных,
Птичьи гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Живется с нами радостно всегда.
Ребята, давайте назовем правила охраны природы:
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не разорять птичьих гнезд.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не ломать паутинки.
11. Не разжигать костров.
12. Не разорять муравейники.
- Мы выполнили все задания Старичка - Лесовичка, отгадали кроссворд, и он вам дарит подарки - эмблемы заповедника.