Зинаида Пацекина
Реализация доброжелательной технологии эффективной социализации детей 3–7 лет «Гость группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы заключается в важности дошкольного возраста как периода интенсивной социализации, которая является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
По мнению Н. П. Гришаевой, автора технологии «Технология эффективной социализации детей дошкольного возраста» социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми.
Публикация «Реализация доброжелательной технологии эффективной социализации детей 3–7 лет „Гость группы“» размещена в разделах
- Гость группы, образовательная технология
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одной из подтехнологий, разработанных Н. П. Гришаевой, в рамках общей технологии социализации дошкольников является работа с родителями. Так как технология, была разработана более 20 лет назад, то одной из наиболее актуальной на то время была проблема – сделать детские сады открытыми, то есть доступными родителям и окружающему социуму. Как показало время, эта проблема по-прежнему остаётся актуальной. Так, в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса. При этом основной формой была указана проектная деятельность.
В её рамках были разработаны образовательные проекты, в реализации которых родители принимали самое непосредственное участие. Оно заключалось не только в оказании помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды и роли зрителей на праздниках и развлечениях, но родители являлись носителями информации по темам проектов.
Таким образом, в каждом проекте был гость группы, который участвовал в проведении образовательных мероприятий в различных формах. При этом решались задачи не только познавательного характера, но формировались социально-нравственные чувства (уважение к труду, людям труда, гордость за профессию своих родителей или дедушек и бабушек). По окончанию работы над темой инновационной деятельности, она была продолжена в направлении – систематизации образовательной деятельности с участием гостей группы.
Участниками этой формы работы могут быть как родители, так и бабушки и дедушки, другие члены семьи.
Эта форма работы помогает укрепить внутрисемейные связи, вызывает гордость у ребенка за своих родителей, способствует творческому раскрытию семьи, педагогическому просвещению родителей.
Работа строится поэтапно.
В начале года целесообразно провести опрос членов семьи «В каких мероприятиях детского сада вы хотели бы поучаствовать?». Его цель – изучить потребности и запросы семьи. Родителям нужно предложить варианты тем, мероприятий в соответствие с комплексно-тематическим планом ДОУ или сформулировать свою тему.
Интересные темы мероприятия «Гость группы» : «Моя удивительная профессия», «У нас дома живет виноградная улитка», «Мы с семьей любим путешествовать», «Поделки из природного материала – мое хобби», «Наша семейная коллекция», «Наш дедушка – герой», «Как хорошо уметь читать», «Птицы нашего края», «Как мы путешествовали», «Игры нашего детства», «Наша семья увлекается оригами» и др.
Воспитатель оказывает тьюторскую помощь родителям – будущим гостям группы :
1. Помогает систематизировать материал в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
2. Вместе с родителями составляет конспект занятия, игры.
3. Оформляет выставку или мини-музей.
Мероприятие «Гость в группе» сближает семью и дошкольное учреждение. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что эта форма работы дает очень важный результат: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.
Конечно, здесь возможны определенные риски: в начале пути родители могут неохотно идти на контакт, ссылаясь на занятость или на некомпетентность. Но постепенно проделанная работа приносит свои результаты: желающих поделиться своими знаниями, умениями становится на порядок больше. Теперь родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Используйте эту эффективную форму работы в своей практике!
Таким образом, считаем, что технология «Гость группы» оказывает положительное влияние на социальное развитие дошкольников, не прибегая к перестройке жизнедеятельности группы, к переучиванию педагогов, пересмотру всего содержания образовательной программы детского сада.
А так же использование технологии способствует вовлечению в образовательный процесс всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, администрацию и родителей.