Свержевская Мария
Реализация единой системы математического образования в начальном школьном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Реализации единой системы математического образования в дошкольном и начальном школьном образовании
Аннотация. В данной статье пресдавлены основные причины принятия Концепции развития математического образования в Российской Федерации и на территории Новосибирской области. Приведен пример успешной реализации данной Концепции на примере МБОУ Гимназия №4 и МБДОУ № 414 г. Новосибирска.
Публикация «Реализация единой системы математического образования в начальном школьном образовании» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ, МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ,
Положение любой страны на мировом рынке определяется уровнем развития передовых технологий, немаловажную роль в этом имеет интеллектуальное лидерство державы. В свете новых потребностей мирового развития в настоящее время в образовании всех стран усиленно идет развитие математической составляющей образования.
Особое место в связи с этим приобретают проблемы обеспечения соответствующего уровня математического образования в стране. Математическое образования во многом формирует будущее нашей страны. Поэтому важно не только развитие одаренных в области математики детей, но и, в целом, повышение уровня математического образования в стране.
Процесс воссоздания среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка, реализующей принципы современной педагогики, сейчас активно идет в России. Так, в связи с этим в конце 2013 года, согласно распоряжения Правительства России, была принята «Концепция развития математического образования в Российской Федерации». На региональном уровне был утвержден План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Новосибирской области на 2015-2020 гг.
В данных документах делается акцент на то, что особую роль приобретает создание среды, условий и ситуаций в дошкольном и начальном общем образовании, содействующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использование математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. Для каждого ребенка должен индивидуально проектироваться его «коридор ближайшего развития». Понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества.
Однако содержание математического образования в определенной степени регулируется стандартами, примерными и рабочими программами. Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования.
Необходима модернизация этого аппарата, его профессиональная экспертиза, установление степеней свободы и механизмов их индивидуального расширения.
Наименее разработанными эти вопросы являются в теории и практике непрерывного математического развития ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников и младших школьников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ. Главной проблемой педагогов – воспитателей дошкольных образовательных учреждений является на сегодня необходимость реализации этих программ на уровне образовательных технологий.
Вопросы разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста являются новыми для дошкольного образования, поскольку дошкольная педагогика традиционно ограничивалась созданием педагогических концепций воспитания дошкольника. Попытка решить указанные проблемы средствами создания содержательно обновленных, но методически не разработанных программ дошкольного образования (т. е. ограничиться только разработкой содержательной стороны) привела на сегодня к целому ряду противоречий в дошкольном математическом образовании, от которых страдают и дети, и педагоги – воспитатели. Таким образом, необходимость разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого – развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном и начальном школьном этапе, цель которого, опять-таки – развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.
МБОУ Гимназия №4 и МБДОУ № 414 имеют широкие возможности для реализации программы преемственности математического образования, так как в условиях педагогического процесса между ними реализуются образовательные программы ДОУ и начальной школы.
Преемственность математического образования обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям, в рамказ реализации Концепции развития математического образования осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации математического образования, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях реализации Концепции.
Основными задачами программы являются:
- математическое развитие детей в возроасте 6-8 лет;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Данная программа расчитана на три года и включает следующие этапы реализации преемственности :
1 этап – подготовительный;
2 этап – внедренческий;
3 этап – результативный.
Во время реализации программы ведется работа по следующим направлениям:
– теоретическое и информационное обеспечение программы. Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы, тесты);
– финансовое, материально-техническое обеспечение;
– работа с педагогическими кадрами;
– работа с детьми;
– работа с семьей. Поиск развития педагогического сотрудничества;
– анализ выполнения программы развития. Обеспечение оптимального пути выполнения Концепции.
На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план работы МБДОУ №414 и МБОУ Гимназия №4 по реализации преемственности математического образования.
В результате реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Создание сопряженных учебных планов и программ по математическому образованию, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.
5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Таким образом, между МБДОУ № 414 и МБОУ Гимназия № 4 был налажен тесный контакт. Воспитатели ДОУ изучили специфику предъявляемых требований к математическому образованию учащихся, определили уровни познавательного развития детей в работе подготовительной группы. А школьные учителя были ознакомлены с программой ДОУ, знали и учитывали уровень поступающих к ним детей.
Усвоение программы обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой в школе. Этому способствует опыт, приобретенный детьми ранее. В детском саду уделяется внимание развитию специальной терминологии. В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальными терминами. Для изучения школьного курса математики важно своевременное ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и примерами. В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвоение детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших, в первом классе дети знакомятся с отдельными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых данных равно нулю.
Как видно из сравнительного анализа программ детского сада и первого класса, программные требования работы преемственно связаны между собой. Опыт работы в Гимназии свидетельствует о том, что возможности обучения воспитанников детских садов значительно выше, чем у детей, которые приходят в школу из семьи. Воспитанники детских садов имеют достаточный опыт произвольного поведения, большой объем математических знаний, достаточно высокий уровень развития познавательных интересов и способностей. Все это ведет к успешному овладению математикой в начальной школе.
Список использованныхисточников
1. О Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. [Электронный ресурс] Сайт Министерства образования и науки РФ. – Код доступа: https://минобрнауки. рф/документы/3894
2. План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Новосибирской области на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://nimro.ru/real_konc_mat_obr.html