Приложение МААМ

Реализация ФГТ в коррекционной работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса

светлана аблёзгова
Реализация ФГТ в коррекционной работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его ни получал. Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Публикация «Реализация ФГТ в коррекционной работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса» размещена в разделах

Успех коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями в логопедических группах нашего дошкольного учреждения определяется строгой, продуманной системой работы.

В детском саду выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности, которая заключается в логопедизации всего образовательного процесса, а именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями в организации воспитательно-образовательной деятельности.

Для реализации работы ФГТ поставлены задачи:

1)Создание комплексной интегрированной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов, куда вошли: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель,инструктор по физической культуре.

2) Моделирование, проектирование и конструирование коррекционно – развивающей деятельности, совместно с воспитателем

3)Разработка личностно-ориентированной формы взаимодействия между специалистами.

4)Осуществление тесного взаимодействия с родителями.

Ведущими идеями являются:

1)Личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегрированной основе;

2)индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;

3)Интеграция методов коррекционно-развивающего образования;

Все специалисты ДОУ при создании модели работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.

Структура взаимодействия при коррекции речевых нарушений

Взаимодействие в работе начинается с психолого - медико-педагогического обследования, которое проводится логопедами совместно с психологом. Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка.

Успешной коррекционная работа в детском саду может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. И здесь основным принципом организации работы – является оказание комплексной психолого- педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Наиболее тесная связь осуществляется между логопедами и психологом, который, в первую очередь, проводит коррекционную работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Совместно с психологом составлены карты индивидуальной коррекционной работы по сопровождению детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.

В условиях детского сада логопедами и психологом поставлены следующие задачи:

Задачи работы логопеда

-Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.

-Систематическое проведение коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

-Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

-Формирование у педагогического коллектива ДУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

-Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи работы психолога

-Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

-Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

-Совершенствование мелкой моторики.

-Развитие зрительно-моторной координации.

-Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

-Активизация отработанной лексики.

-Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

-Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

-Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольных логопедических групп позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно обучаться и развиваться.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:

1)Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

2)Закрепление произношения поставленных логопедом звуков;

3)Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;

4)Упражнение в правильном употреблении формировании грамматических категорий;

5)Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях;

6)Формирование связной речи;

7)Закрепление формирующих навыков звукового анализа и синтеза

Учитель-логопед с музыкальным руководителем реализует следующие задачи :

1)Развитие артикуляционной моторики;

2) Развитие просодической стороны речи;

3)Автоматизация звуков в результате запоминания речевого материала;

4)Дифференциация поставленных звуков

Логоритмические упражнения также используют в различных частях своих занятиях музыкальные руководители с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.

Интегративные связи логопеда с инструктором по физическому воспитанию совершенствуют координацию основных видов деятельности, мелкой моторики рук.

Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а также физкультурные праздники, досуги, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки на других занятиях, прогулка.

Взаимодействия учителя-логопеда ДОУ с родителями детей с недостатками речи;

Учитель-логопед играет особую роль с родителями. Он планирует и координирует совместную работу с родителями, т. е. :

— объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

— создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимо поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

— повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

— оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;

— обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими недостатки речи.

1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.

3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями детей:

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполне-нии последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т. е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.

Публикации по теме:

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Обязательная часть.» Образовательная программа должна быть сугубо ИНДИВИДУАЛЬНОЙ для каждого ДОУ. Образовательная программа состоит из 2 частей 1. обязательной.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация ФГТ в коррекционной работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса
Опубликовано: 2 августа 2013 в 14:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация ФГТ в коррекционной работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем светлана аблёзгова (УИ 74519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД