Лучший педагог года

Реализация проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области»

Наталья Милюкова
Реализация проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области»

Веерный проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Ракитянского района» («Дети в приоритете») обеспечит реализацию требований федерального государственного образовательного пространства дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям и развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений района. Доброжелательная среда в детском саду должна быть безопасна, эмоционально комфортна, эстетична, насыщена произведениями изобразительного, музыкального искусства, информацией о выдающихся жителях района и Белгородчины, включает элементы культурных традиций района.

Публикация «Реализация проекта „Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области“» размещена в разделах

проекте отражены основные направления деятельности дошкольных образовательных организаций Белгородской области :

внедрение доброжелательных технологий в образовательную деятельность ДОО;

обеспечение времени и пространства для детской игры;

обновление содержания образования детей раннего возраста;

привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности;

развитие детского технического творчества;

создание доброжелательного образовательного пространства в ДОО.

Наше дошкольное учреждение является региональной ресурсной площадкой по направлению «Обновление содержания образования детей раннего возраста» это направление также захватывает национальный проект «Демография»

В тексте ФГОС ДО говорится, что реализация ООП ДО (далее – Программа) должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте пяти образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием является: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций.

Данное содержание реализуется при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т. д., которые используют воспитатели в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.

Образовательный деятельность в группах детей раннего возраста опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов,

которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

В рамках регионального проекта по данному направлению за первое полугодие в ДОУ были проведены следующие мероприятия: проанализированы содержания следующих программ: «Истоки», «Теремок», «Мозаика», «Первые шаги», «Вдохновение», «ОткрытиЯ», «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», апробация образовательной программы «Первые шаги», повышение квалификации педагогов, проведение вебинаров для воспитателей групп раннего возраста, повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной, досуговой деятельности, воспитательной системы с использованием современных комплексов игрового оборудования в данном направлении, участие в формировании методического кейса эффективных механизмов адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Размещена информация о деятельности ресурсной площадки на официальном сайте учреждения.

В групповом помещении младшей группы располагаются следующие зоны для:

приема пищи и занятий (столики со стульчиками);

развития движений;

сюжетных игр;

игр со строительным материалом;

игр с машинками;

изобразительной деятельности;

музыкальных занятий;

чтения и рассматривания иллюстраций;

игр с песком и водой;

отдыха (уголок уединения).

уголок природы

Также оборудован уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.

Расположение зон способствует плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

отдельном месте (в шкафу или на открытой полке) хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями.

Также имеются другие развивающие игрушки для детей данного возраста.

Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового. Развивающая среда обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволяет взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач. Наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, в острова и пр.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) периодически меняются. В каждой зоне своевременно появляются новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности.

Наряду с сюжетными игрушками необходимо детям предоставляется неоформленный материал - природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также заменяются, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.

Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, имеются:

Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий

Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками

Матрешки

Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски)

Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.)

Наборы разнообразных объемных вкладышей

Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы

Конструкторы

Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.)

Заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр

Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:

Столы-поддоны с песком и водой

Плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.)

Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.);

Приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки)

Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др., мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);

Пластические материалы (глина, тесто);

Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);

Трубочки для продувания, просовывания

Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застжками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций);

Игрушки со светозвуковым эффектом;

«Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками

Игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, мыльные пузыри и др.)

Книги, открытки, альбомы, аудио- видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений

Материалы для развития речи:

Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов)

Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);

Материалы с изображением различных знаков (магнитная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифрами, карты и др.)

Разрезные картинки, наборы парных картинок;

Серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);

Лото, домино

Аудиокассеты с записями детских песен, сказок;

Диафильмы

Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития детей

фотографии детей, семьи, семейные альбомы

фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения

наглядные пособия (книги, иллюстрации, отражающие разные занятия детей и взрослых

Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др., их действия, различные житейские ситуации

Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т. п.)

Аудио- видеоматериалы о жизни детей и взрослых

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей

В группах должны быть материалы и оборудование общего назначения:

Книги с красочными иллюстрациями, репродукции

Альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-

прикладного искусства

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара)

Фланелеграф

Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок

Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.

Материалы для изобразительной деятельности :

Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков

Краски (гуашь, акварель, пищевые красители)

Кисти для рисования, для клея

Палитра, емкости для воды, красок, клея

Салфетки для вытирания рук и красок

Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций

Глина, пластилин (не липнущий к рукам)

Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров

Трафареты для закрашивания

Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом.

Мольберты

Фартуки и нарукавники для детей

Все материалы должны быть пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.

Материалы для музыкального развития детей

Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино

Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки)

Аудио средства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений.

Материалы для театрализованной деятельности:

Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)

Карнавальные костюмы, маски

Фланелеграф с набором персонажей и декораций

Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)

Аудио-видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.

группе имеются игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:

мячи разных размеров, в том числе массажные

кегли

обручи, кольца

игрушки, которые можно катать, толкать

разноцветные предметы различной формы для нанизывания

доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками

специальные приспособления – стенды, тренажеры - предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.)

коробки с разными крышками и прорезями, копилки

Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:

Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов

Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.)

Стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.).

Игрушки для разыгрывания различных сюжетов:

кормления кукол (посуда, столовые приборы)

укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца)

купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки)

лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.)

прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);

уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки).

игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы)

игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.);

игры в «цирк» : ( заводные игрушки: обезьянка, курочка, «заяц с барабаном»,«Дюймовочка»;куклы рукавички, маски)

игры в «солдатиков» (соответствующие наборы игрушек) и др.

Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.

Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.)

Детские телефоны

Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.)

Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать поезда, туннели, дома и пр.

Оборудование и игрушки на детской площадке :

Песочница

Скамейки

Горка

Качели

Велосипеды

Санки

Игрушки для двигательной активности: мячи, тележки, игрушки для толкания

Игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки)

Оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года

(надувной бассейн, тазики для воды, плавающие игрушки, сачки и пр.).

Наличие данных материалом и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и развитию целостной личности ребенка.

Обеспечение безопасности среды

Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них. Она организуется таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в то же время не ограничивать свободу детей.

Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) недоступны для малышей.

Педагоги следят за тем, чтобы в игровой комнате, в спальне и в приемной не было пластиковых пакетов, веревок, которые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых.

Игры с водой и песком, с пластическими материалами также проходят под наблюдением взрослых. Педагоги следят, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот песок, пластилин и пр., постоянно заботятся о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок хранятся отдельно и регулярно моются. Еженедельно проверяют детскую площадку на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов.

Наличие данных материалом и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и развитию целостной личности ребенка.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Фотоотчёт о творчестве детей на День образования Калужской областиФотоотчёт о творчестве детей на День образования Калужской области 5 июля Калужская область отмечала 74 годовщину своего образования и день её официальных символов. С 2014 года 5 июля стало официальным.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Реализация проекта «Спешите делать добро»Реализация проекта «Спешите делать добро» Вечер добрый, уважаемые друзья и гости моей странички! Я уже знакомила Вас с проектом, который проходил в нашей группе "Спешите делать.

Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 1. Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. –.

Реализация проекта «Капелька, вода, водичка»Реализация проекта «Капелька, вода, водичка» Отдел образования администрации Охотского муниципального района в марте месяце объявил конкурс "Вода, вода, кругом вода". Цель данного конкурса:.

Реализация проекта «Волшебная пуговица»Реализация проекта «Волшебная пуговица» Недавно в нашей группе прошёл очень интересный и увлекательный проект «Волшебная пуговица! В последней своей публикации я начала рассказ.

Реализация проекта «Волшебный лоскуток». ФотоотчётРеализация проекта «Волшебный лоскуток». Фотоотчёт В прошлой публикации я начала рассказ о проекте, который прошёл в нашей группе. В этой публикации я продолжу рассказ о его реализации.

Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике» В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 15:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД