Получи документы

Реализация системно-деятельностного подхода

Любовь Николаевна
Реализация системно-деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы

В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода» размещена в разделах

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Воспитателю в своей работе необходимо учитывать особенности современных детей, так как современные дети обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века! (д. п. н., профессор МГПУ Н. А. Горлова, психолингвистическая школа А. А. Леонтьева).

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса – воспитание личности ребёнка как субъекта деятельности, которая

включает в себя развитие умений:

умение ставить цель (узнать, почему на полянке исчезли цветы);

умения решать проблему (как сберечь лесные цветы);

умения получать результат (цветы в лесу выросли) .

Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру.

1. Введение в образовательную ситуацию ( организация детей: например, ритуал-приветствие).

2. Мотивирование к деятельности, совместная постановка цели.

3. Актуализация знаний детей.

4. Совместное открытие нового (создание проблемной ситуации и проектирование решения проблемной ситуации; проблемное объяснение нового знания).

5. Совместное выполнение действий (и первичное закрепление во внешней речи).

6. Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).

7. Совместное подведение итогов, анализ деятельности, рефлексия.

Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, педагог дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вноситься что-то новое.

Правила построения мотивации:

- учет возраста;

- экономность (2-3 мин.)

Выделяют следующие виды мотивации ОД:

Игровая мотивация(«Мы спасатели», «Мы повара», «Мы пограничники», «Мы садоводы» «Мы путешественники», «Поход в театр», «Поможем Лунтику» и т. д.).

Мотивация общения (прием «Рассудим спорщиков»)

Личной заинтересованности (изготовить для мамы, для игры; или опора на опыт детей).

Проблемно-бытовая (чего-то не хватает; что-то сломалось; «как сделать красивую клумбу»)

Сказочная (преодолеть препятствия; помочь герою)

Познавательная («Мы –археологи», «Мы –ученые», «Мы – мастера» или необычный опыт; сложный, но интересный вопрос)

Информационная (после 6 лет)

Семантическая (обозначающая)- 6 – 7 лет

Соревновательная.

Прогнозирующая (Как вы думаете, о чем эта книга? Соответствует ли эта картинка сказке (рассказу, стихотворению? Как вы думаете, что в посылке)

Например «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»

Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники в их микрогруппе выбирают из предложенных воспитателем знаков, те которые подходят для решения проблемы, рассказывают что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает: Нахождение места «новых» знаний в системе представлений ребенка ( например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);

А для закрепления новых знания повседневной жизни ( например: «чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»).

Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:

Самопроверку и коррекцию деятельности ( например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);

Эмоциональную оценку деятельности(«У вас было желание помогать Лунтику?).

Структура конспекта совместной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода

1. Цель: - ставится одна цель

2. Задачи: можно не разделять на обучающие, развивающие и воспитательные, и не более 5 (занятие по времени от 10 до 30 минут нельзя решить много задач).

3. Приоритетная образовательная область (области) :(выделяется та область по которой проводится ОД)

4. Планируемые результаты (исходя из цели и задач) :

5. Целевые ориентиры (1-2 прописаны в стандарте ДО)

6. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс) :

для воспитателя - … для детей -.

7. Предварительная работа (при необходимости) :

8. Содержание ОД по следующей структуре:

Введение в ОД: мотивация детей.

Совместная постановка детской (практической, игровой или другой) цели деятельности.

Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания).

Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).

Первичное закрепление нового знания в речи (закрепление, уточнение нового знания).

Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).

Совместное подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).

Публикации по теме:

Управление профессиональным развитием педагогов ДОУ в контексте деятельностного подхода Пилотный проект в ГБДОУ д/с № 106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга 2017 года. ГБДОУ детский сад №106 Фрунзенского района в 2017 году.

Семинар-практикум «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода» Семинар-практикум «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода» Цель: систематизировать знания.

НОД по ФЭМП «Реализация деятельностного подхода в процессе использования современных игровых технологий» в средней группеНОД по ФЭМП «Реализация деятельностного подхода в процессе использования современных игровых технологий» в средней группе Цель: Формирование познавательного интереса и математического мышления детей дошкольного возраста, мотивации к самостоятельной мыслительной.

Перспективы развития образовательной организации в вопросе реализации системно-деятельностного подхода Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе.

Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании путем использования развивающих технологий Слайд 2. Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в.

Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС «Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» «Человек достигнет результата, только делая что-то сам.».

Сценарий образовательной ситуации «Мир овощных культур» в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группеСценарий образовательной ситуации «Мир овощных культур» в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе .

Семинар «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода» — презентация (Использован опыт Старшего воспитателя МБОУ НОШ Н. С. Осипенко «Образовательный холдинг «Детство без границ»» МО Усть-Лабинский район Краснодарского.

Семинар-практикум «Системно — деятельностный подход в ДОУ, как основа реализация ФГОС» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Тема: Системно - деятельностный подход В ДОУ, как основа реализация ФГОС.

Экология — реализация деятельного подхода в экологическом образованииЭкология — реализация деятельного подхода в экологическом образовании Экология Вопрос о реализации деятельного подхода в экологическом образовании затрагивался и ранее, однако, учитывая его актуальность, особенно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация системно-деятельностного подхода
Опубликовано: 28 января 2018 в 16:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация системно-деятельностного подхода» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Николаевна (УИ 387704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД