Любовь Николаевна
Реализация системно-деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Публикация «Реализация системно-деятельностного подхода» размещена в разделах
Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.
Воспитателю в своей работе необходимо учитывать особенности современных детей, так как современные дети обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века! (д. п. н., профессор МГПУ Н. А. Горлова, психолингвистическая школа А. А. Леонтьева).
Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса – воспитание личности ребёнка как субъекта деятельности, которая
включает в себя развитие умений:
умение ставить цель (узнать, почему на полянке исчезли цветы);
умения решать проблему (как сберечь лесные цветы);
умения получать результат (цветы в лесу выросли) .
Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.
Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру.
1. Введение в образовательную ситуацию ( организация детей: например, ритуал-приветствие).
2. Мотивирование к деятельности, совместная постановка цели.
3. Актуализация знаний детей.
4. Совместное открытие нового (создание проблемной ситуации и проектирование решения проблемной ситуации; проблемное объяснение нового знания).
5. Совместное выполнение действий (и первичное закрепление во внешней речи).
6. Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).
7. Совместное подведение итогов, анализ деятельности, рефлексия.
Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, педагог дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вноситься что-то новое.
Правила построения мотивации:
- учет возраста;
- экономность (2-3 мин.)
Выделяют следующие виды мотивации ОД:
Игровая мотивация(«Мы спасатели», «Мы повара», «Мы пограничники», «Мы садоводы» «Мы путешественники», «Поход в театр», «Поможем Лунтику» и т. д.).
Мотивация общения (прием «Рассудим спорщиков»)
Личной заинтересованности (изготовить для мамы, для игры; или опора на опыт детей).
Проблемно-бытовая (чего-то не хватает; что-то сломалось; «как сделать красивую клумбу»)
Сказочная (преодолеть препятствия; помочь герою)
Познавательная («Мы –археологи», «Мы –ученые», «Мы – мастера» или необычный опыт; сложный, но интересный вопрос)
Информационная (после 6 лет)
Семантическая (обозначающая)- 6 – 7 лет
Соревновательная.
Прогнозирующая (Как вы думаете, о чем эта книга? Соответствует ли эта картинка сказке (рассказу, стихотворению? Как вы думаете, что в посылке)
Например «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»
Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.
Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники в их микрогруппе выбирают из предложенных воспитателем знаков, те которые подходят для решения проблемы, рассказывают что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».
Также данный этап предусматривает: Нахождение места «новых» знаний в системе представлений ребенка ( например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);
А для закрепления новых знания повседневной жизни ( например: «чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»).
Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:
Самопроверку и коррекцию деятельности ( например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).
Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);
Эмоциональную оценку деятельности(«У вас было желание помогать Лунтику?).
Структура конспекта совместной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода
1. Цель: - ставится одна цель
2. Задачи: можно не разделять на обучающие, развивающие и воспитательные, и не более 5 (занятие по времени от 10 до 30 минут нельзя решить много задач).
3. Приоритетная образовательная область (области) :(выделяется та область по которой проводится ОД)
4. Планируемые результаты (исходя из цели и задач) :
5. Целевые ориентиры (1-2 прописаны в стандарте ДО)
6. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс) :
для воспитателя - … для детей -.
7. Предварительная работа (при необходимости) :
8. Содержание ОД по следующей структуре:
Введение в ОД: мотивация детей.
Совместная постановка детской (практической, игровой или другой) цели деятельности.
Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания).
Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).
Первичное закрепление нового знания в речи (закрепление, уточнение нового знания).
Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).
Совместное подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).