Екатерина Сергеевна Васильева
Реализация элементов педагогики М. Монтессори в условиях разновозрастной группы комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Было бы чудесно, - писала М. Монтессори, - если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующих больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть».
Сегодня мир живёт в других условиях, в другое время, тем не менее, правила, заложенные Марией Монтессори, не потеряли своей актуальности.
Основная идея педагогики Монтессори в том, что ребёнок – это уникальная личность, и задача педагогов - сделать всё необходимое для его развития.
Публикация «Реализация элементов педагогики М, Монтессори в условиях разновозрастной группы комбинированной направленности» размещена в разделах
Сопровождение специалистами начинается с поступления ребёнка в детский сад и продолжается в течение всего времени пребывания его в учреждении.
Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
Деятельность педагога-психолога тесно взаимосвязана со всеми педагогами, и в своей работе они руководствуются следующими психологическими принципами:
- не делай за ребёнка то, что он может сделать сам. Благодаря этому принципу мы развиваем в ребёнке уверенность в своих силах, самостоятельность, решительность, более интенсивное овладение и усвоение различных навыков, формируем адекватную самооценку, удовлетворяем потребность во взрослении;
- отсутствие оценок взрослого. Этот принцип позволяет развивать в ребёнке независимость от чьей-либо оценки, формирование позитивного образа «Я», умение объективно оценить себя, свои поступки и работу. Ребёнок работает с Монтессори материалом только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку;
- отсутствие соревновательного мотива. Благодаря этому принципу ребё нок учится оценивать самого себя: «Я - вчера», «Я - сегодня», а не «Я в сравнении с другими».
Разновозрастной состав группы играет не маловажную роль в обучении и воспитании детей. Старшие дети учат младших в совместной деятельности, а также младшие усваивают на примере старших знания, умения и навыки, благодаря своему «впитывающему разуму».
Среди наших воспитанников есть дети с различными нарушениями в развитии. К сожалению, численность таких детей и сложность речевых заключений с каждым годом увеличивается. Этот факт заставляет учителя-логопеда искать всё новые и новые пути коррекционной-развивающей деятельности. Использование сенсомоторных материалов М. Монтессори позволяет максимально облегчить коррекцию речевых нарушений у детей различного возраста, ведь специально подобранные дидактические материалы помогают в решении основных задач учителя-логопеда.
Важно отметить, что основной целью работы учителя-логопеда является создание таких условий, которые позволяют включить все компенсаторные механизмы.
В своей работе учитель-логопед выделяет следующие задачи:
- развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики;
- создание базы для формирования сенсорных представлений и эталонов;
- стимулирование различных анализаторов;
- решение образовательных задач с помощью Монтессори-материалов;
- создание положительной мотивации на любую организованную деятельность;
- внедрение в практику здоровьесберегающих принципов.
Именно методика М. Монтессори позволяет решать вышеперечисленные задачи на групповых и индивидуальных логопедических занятиях.
По результатам наблюдений мы сделали вывод, что материалы М. Монтессори вызывают у детей живой интерес и мотивируют спросить: что это? как с этим играть? Учитель-логопед использует эту мотивацию и побуждает детей задавать вопрос словами, а не только жестами и мимикой.
Мы отмечаем, что методы Монтессори-педагогики универсальным образом подходят для ребёнка с любым уровнем речевого развития, его умственных и психических возможностей, поскольку реализует индивидуальность в обучении.
Одним из важных принципов работы учителя-логопеда является опора на сенситивный период развития каждого ребёнка, что доказывает оптимальность использования на занятиях материалов Монтессори.
Наши занятия традиционно начинаются с круга, содержание которого соответствует плану работы. В круге можно поиграть в логопедические игры: «Назови ласково», «Один-много», «Составь предложение», «Какой звук потерялся?», решая задачу развития звукопроизношения, пополнения словаря, развития фразовой речи.
Во время ходьбы по линии учитель-логопед использует упражнения на координацию движения, логоритмические движения, игры на развитие внимания, слухового и зрительного восприятия.
А во время приветствия учитель - логопед решает любые коррекционные задачи: знакомство с новыми словами, автоматизация звукопроизношения, работа с голосом и речевым дыханием.
Минутки тишины позволяют не только оценить проведённую деятельность, но и расслабиться, восстановить дыхание, что крайне важно для детей с нарушениями в развитии. Учитель-логопед использует релаксирующую музыку, которая перекликается с темой занятия.
За период использования материалов Монтессори наблюдения показали, что дети стали лучше концентрироваться на работе, повысился интерес к занятиям. Дети научились самостоятельно подбирать дидактический материал для игр, взаимодействовать, не мешая друг другу.
Опыт использования Монтессори-педагогики наглядно показывает, что каждый ребёнок развивается самостоятельно, индивидуально, в своём темпе, с учётом возможностей, данных ему природой.