Папки-передвижки

Ребенок-интроверт. Особенности воспитания

Анастасия Ватехова
Ребенок-интроверт. Особенности воспитания

В садике малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Публикация «Ребенок-интроверт, Особенности воспитания» размещена в разделах

Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

Учимся определять экстравертов и интровертов.

Часто интровертами называют замкнутых в себе людей, имеющих узкий круг общения и сложно находящих общий язык с другими людьми. Однако термины «интроверсия» и «экстраверсия» не имеют никакого отношения к социальным навыкам человека.

Главное различие интровертов и экстравертов заключается в способах восстановления сил. Первые иногда устают от общения и с удовольствием окунаются в тишину, вторые от общения только заряжаются и становятся еще более активными. Чтобы узнать, к какому типу относится ваш ребенок, достаточно понаблюдать за ним.

Особенности экстраверта:

любит шумные компании; сам рассказывает, что с ним произошло за день; любит рассуждать вслух; больше говорит, чем слушает, часто перебивает собеседника; нервничает, когда его отправляют посидеть в комнате; не понимает, почему вы устали и хотите посидеть в одиночестве. Поэтому видя, что у родителей плохое настроение, детки-экстраверты не уходят в другую комнату, а начинают еще больше приставать, чтобы мама и папа не скучали; постоянно нуждается в одобрении. Ребенок часто спрашивает, правильно ли он поступил, что иногда воспринимается родителями как неуверенность их чада в самом себе.

Черты интроверта:

любит часами заниматься интересным делом, забыв про друзей и других членов семьи; после длительного общения с малознакомыми людьми становится раздражительным и вялым; придя домой, редко рассказывает о том, что с ним случилось за день. Ему нужно как минимум несколько часов, чтобы «переварить» информацию; не всегда сразу отвечает на заданные вопросы, предпочитает все обдумать, прежде чем сообщить новость; не всегда рад гостям. Очень трепетно относится к личному пространству, не любит, когда резко заходят в его комнату или слишком близко к нему подходят; чувствует себя комфортно, оставшись в комнате наедине.

Как общаться с интровертом.

Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

Если вы поняли, что ваш ребенок – интроверт, то для него нужны особые условиях проживания, особый подход. Без личного пространства интроверту никак. Детки по-разному показывают, что им необходимо личное пространство: одни требуют отдельного места в машине, другие не хотят делить комнату с кем-либо, третьи не желают делить парту с одноклассниками и т. д. Точно так же, как вы заботитесь о питании своего чада, важно учитывать его потребность в восстановлении энергии. Поэтому, планируя поехать к бабушке после зоопарка или прогулки по парку, подумайте, готов ли ребенок к предстоящему интенсивному общению. Возможно, надо его обеспечить небольшим перерывом между двумя событиями или выбрать что-то одно? Интроверты нуждаются в личном пространстве, но это не говорит о том, но это никак не связано с высокомерностью, эгоистичностью. Они любят общаться с новыми людьми, просто в компании они быстро растрачивают свою энергию и восстановить силы могут, только оставшись наедине.

Не торопите ребенка-интроверта.

Важно понимать еще одну особенность интровертов – они привыкли сначала думать и лишь после этого вступать в беседу. В то время, когда ребенок-экстраверт готов немедленно обсудить любую проблему, ребенок-интроверт будет всячески избегать разговора, лишь бы выиграть время для размышлений. Он запросто может не ответить на ваш вопрос. И дело тут не в том, что он его проигнорировал или у него нет в голове никаких мыслей, просто ему нужно тщательно обдумать свой ответ. Родителям, которых раздражает такая медлительность, можно посоветовать изменить свой подход. Попробуйте, каждый раз задавая какой-либо вопрос, добавлять: «Подумай пока что. Я зайду через десять минут, чтобы узнать, что ты решил».

Научите ребенка-интроверта восстанавливать энергию.

Самый важный шаг на пути к хорошему поведению малыша-интроверта – научить его восстанавливать запасы энергии. В следующий раз, когда ребенок ни с того ни с сего начнет капризничать и грубить, попытайтесь мысленно оценить уровень его «заряда». Может, он слишком долго общался и делил свое пространство с другими детками? Может, ему пришлось отвечать на слишком много вопросов сразу? Или его часто отвлекали, пока он играл? Если на один из вопросов вы можете дать положительный ответ, дайте своему чаду возможность немного побыть в тишине. Лучший друг интроверта – это он сам. Ему не скучно часами находиться с самим собой. Более того, он получает наслаждение от собственного общества. Экстравертам этого не понять. Ребенок-интроверт нуждается в особом подходе. Если родители сами склонны восстанавливать силы в тишине и одиночестве, они его легко поймут. Но если мама с папой имеют другой тип темперамента, они могут мучить чадо, заставляя его расходовать энергию и не давая возможности ее восстановить.

Родители-экстраверты часто беспокоятся по поводу своих замкнутых детей и даже считают их поведение не вполне здоровым. Стоит заметить, что дети с такими симптомами могут страдать от тревожности и депрессии. Иногда отстраненность и недостаток жизненной энергии сигнализируют о чем-то совершенно ином, чем интровертность.

Тем не менее, многие дети-интроверты вообще не испытывают депрессии и тревожности. Их поведение связано с их врожденным темпераментом. Интровертность – это генетически обусловленная черта, и она не изменится. Чем больше вы принимаете своего ребенка таким, какой он есть, тем счастливее он будет.

Что нужно знать о детях-интровертах.

1. Нет ничего ненормального или постыдного в том, чтобы быть интровертом.

В современном обществе интроверты – не редкость: они составляют 30–50 % всех людей. Многие успешные бизнесмены и люди искусства интроверты: Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн, Джоан Роулинг и многие другие. Говорят, что даже Махатма Ганди и мать Тереза были интровертами.

2. Ваш ребенок не перестанет быть интровертом.

Может ли ребенок преодолеть свою неприязнь к шумным компаниям? Нет. Американский психолог Марти Лэйни, автор книги «Непобедимый интроверт», утверждает, что интровертность и экстравертность обусловлены генетически, хотя родители играют большую роль в развитии темперамента. Кроме того, мозг интроверта отличается от мозга экстраверта.

Лэйни утверждает, что интроверты и экстраверты используют разные механизмы нервной системы. Интроверты используют парасимпатическую нервную систему, позволяющую обрабатывать эмоции в состоянии покоя, а экстраверты – симпатическую, запускающую механизм «бей, беги или замри». Медицинские исследования также подтверждают, что интроверты отличаются большим количеством серого вещества в префронтальной коре головного мозга – участке, который отвечает за абстрактное мышление и принятие решений.

Поэтому, если ребенок проявляет осторожность и сдержанность, на это есть биологические причины.

3. Ваш ребенок медленно привыкает к новым людям и ситуациям – и это нормально.

Интроверты часто чувствуют себя подавленно или взволнованно в новой обстановке или в присутствии новых людей. Если вы находитесь в большой компании, не ждите, что ребенок сразу же начнет играть или общаться с другими детьми. При возможности приходите пораньше, чтобы дать ребенку время привыкнуть и почувствовать себя комфортно в этом месте. Когда придут другие люди, ребенок уже освоится.

Также можно позволить ребенку отойти на удобное для него расстояние, где он будет чувствовать себя в безопасности (возможно, постоять рядом с вами) и несколько минут просто понаблюдать за происходящим. Это поможет ему освоиться.

Если ни первый, ни второй вариант не представляется возможным, обсудите заранее с ребенком предстоящее событие. Расскажите, кто туда придет и что там будет происходить, как ребенок может себя почувствовать и что он может сделать, если ему будет некомфортно.

Независимо от того, к чему вы хотите приучить ребенка, придерживайтесь правила: двигайтесь медленно, но не уходите. «Не позволяйте ребенку отказаться от нового опыта, но уважайте его границы, – советует известный американский психолог Сьюзен Кейн в исследовании о детях-интровертах. – Двигайтесь вместе с ним навстречу источнику его страха».

4. Общение отнимает энергию у ребенка-интроверта.

Общение может утомлять и экстравертов, и интровертов. Однако интроверты переносят это хуже. Старшего ребенка можно научить уходить в спокойное место или на улицу, когда он почувствует усталость от общения. Если ребенок еще маленький, он может не заметить дискомфорт, поэтому вам придется следить, когда у малыша появятся признаки усталости.

5. Попытки завести друзей могут заставить интроверта нервничать.

Когда ваш ребенок пытается завести друзей, вам необходимо дать ему позитивное подкрепление. Скажите ему: «Вчера я видела, как ты познакомился с тем мальчиком. Я знаю, как тебе было трудно, и я горжусь тобой».

6. Вы можете научить ребенка регулировать свои эмоции.

Скажите ребенку: «Я думал, что тебе не понравится на вечеринке, но ты нашел новых друзей». Со временем, получая такое позитивное подкрепление, он научится регулировать свои негативные эмоции, связанные с выходом из зоны комфорта.

7. У вашего ребенка могут быть уникальные интересы.

Дайте ребенку возможность следовать своим интересам. Некоторым детям хорошо подходят популярные среди сверстников занятия (например, спортивные секции). Однако часто дети-интроверты имеют свои уникальные интересы, и им больше подойдет музыкальная или художественная школа. Занятие любимым делом приносит ребенку ощущение счастья и уверенности в себе. Также оно дает ребенку возможность общаться с другими детьми, имеющими схожие интересы (и, может быть, схожий темперамент).

8. Следует сообщить педагогу о том, что ваш ребенок – интроверт.

Некоторые учителя ошибочно считают, что ребенок молчит на уроках потому, что ему не интересно или он отвлекается. Дети-интроверты, наоборот, могут быть предельно внимательными, но не принимать активное участие в обсуждении, а просто слушать. (Часто ребенок-интроверт мысленно проговаривает все, что его одноклассники говорят вслух, не видя никакой разницы между этими двумя действиями).

Если учитель знает об интровертности ребенка, он может помочь ему наладить общение с одноклассниками и приобщить к групповой работе.

9. Ребенку может быть трудно постоять за себя.

Научите ребенка твердо говорить «нет», если другой ребенок пытается забрать у него игрушку. Если в школе над ребенком издеваются, предложите ему поговорить со своим обидчиком. Объясните ребенку, что его голос важен.

10. Помогите ребенку проявить себя.

Слушайте ребенка и задавайте вопросы, чтобы мотивировать его говорить. Многим интровертам – и детям, и взрослым – трудно выражать свои мысли вслух.

Интроверты живут своей внутренней жизнью, и им нужен кто-то, кто поможет им проявиться.

11. Ребенок-интроверт может не обращаться за помощью.

Интроверты склонны скрывать свои проблемы. Ваш ребенок может не обсуждать с вами свои проблемы, даже если он хочет получить от вас помощь или совет. Задавайте ребенку вопросы и внимательно слушайте его, но не будьте навязчивыми с расспросами.

12. Ребенок-интроверт не обязательно застенчив.

Слово «застенчивый» имеет отрицательное значение. Если ваш ребенок слышит это слово достаточно часто, он может начать думать, что его дискомфорт от присутствия других людей – это постоянное чувство, которое он никогда не сможет контролировать.

Кроме того, слово «застенчивый» означает, что ребенок подавляет свои эмоции. Не называйте своего ребенка застенчивым и, если другие люди его так называют, поправьте их, сказав: «На самом деле он интроверт».

13. У вашего ребенка может быть всего пара близких друзей – и это нормально.

Интроверты стремятся установить глубокие отношения, а не найти как можно больше друзей. Они предпочитают общаться в узком кругу и обычно не желают стать популярными.

14. Ваш ребенок будет стремиться много времени проводить в одиночестве. Не принимайте это на свой счет.

Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира – школа, друзья, новые занятия – утомляет его. Не обижайтесь и не думайте, что он не хочет проводить время с семьей, желая побыть один. Скорее всего, когда он восстановит силы, то опять будет проводить с вами время.

15. Ребенок-интроверт – это настоящее сокровище.

Вам следует не просто принимать ребенка таким, какой он есть, а и ценить его особенности. Дети-интроверты часто добры, вдумчивы и целенаправленны. Они бывают отличными собеседниками, когда находятся в комфортных условиях.

Помните, что интроверты плохо переносят, когда на них кричат, заставляют что-то делать быстро, если они этого не могут, необоснованно критикуют.

Интроверт — это всего лишь особенности темперамента. Если родители и учителя постараются найти правильный подход, то ребенок вырастит активный, со здоровой психикой и полностью способный жить в социуме.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ребенок-интроверт. Особенности воспитания
Опубликовано: 31 марта 2020 в 13:06
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД