Папки-передвижки

Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и подготовить к утреннику

Елена Филипова
Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и подготовить к утреннику
▼ Скачать + Заказать документы

«Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми

и подготовить к утреннику»

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – один из самых частых нарушений развития дошкольников, с которыми сейчас сталкиваются воспитатели. Чтобы скорректировать эти нарушения, необходимо проводить с этими детьми комплексную коррекционно- развивающую работу. Кроме этого, их нужно включать в ежедневные и праздничные мероприятия, которые организуют педагоги и специалисты.

Публикация «Ребенок с ТНР, Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и подготовить к утреннику» размещена в разделах

ТНР- нарушение темпа и уровня развития речи ребенка, которое входит в класс нарушений психического развития и начинается в младенческом (0-1) или раннем возрасте(1-3). Под диагноз ТНР попадает множество случаев нарушений, когда речевое развитие ребенка отклоняется от нормы, препятствует речевому общению, ухудшает социализацию и не проходит самостоятельно.

Причины тяжелых нарушений речи:

недоразвитие речи;

проблемы с вербальной памятью (ребенок медленно осваивает речь, имеет скудный словарный запас, ему сложно построить связное высказывание);

пре-и перинатальные повреждения мозга (родовые травмы, гипоксия, тяжелые соматические болезни матери во время беременности)

поражение речевых отделов головного мозга;

недостаточная подвижность губ и языка;

сотрясение мозга;

тяжелые вирусные заболевания (у детей до 3-хлет);

нарушение иннервации речевого аппарата;

если ребенка воспитывают взрослые с глухотой или серьезными нарушениями речи, или все члены семьи имеют бедную и неграмотную речь.

Уровни тяжелых нарушений речи (ТНР)

В работе с ребенком с ТНР воспитатель должен учитывать уровень нарушений.

Уровень ТНР Признаки и степень их выраженности

1-й уровень

самый тяжелый Речевое общение и фразовая речь у ребенка не сформированы.

Речь состоит из звуков, лепетных слов («нянюшкин словарь» : бах, ням-ням, киса, бибика, звукоподражания (пи-пи, иногда некоторых обидных слов (дай, мимики и жестикуляции. Смысл речи не понятен.

2-й уровень. Тяжелое отставание от возрастной нормы. Дошкольник говорит как ребенок раннего возраста : есть некоторые слова, часто искаженные(«мугага» вместо бумага, и их прстейшие связки между собой. Словарный запас скудный. Фраза насчитывает максимум 3-4 слова. Появляются простые местоимения (например, «ты», но не «вы» в обращении к воспитателю). Речь ребенка по-прежнему трудно понять.

3-й уровень. Ребенок заметно отстает от сверстников по навыкам построения устных высказываний, но общение с ним доступно.

Фразовая речь есть, но фразы несовершенны, есть аграмматизмы. Фонетическая и лексико- грамматическая стороны речи нарушены. Звукопроизношение остается ошибочным («сёйный» вместо «черный»)

4-й уровень.

Самый легкий Нарушено произношение отдельных звуков. Фразовая речь имеется и используется, но разы содержат грамматические ошибки. Данные нарушения иногда не выделяются как уровень ТНР.

Правила при работе с детьми с ТНР

Правило 1. Не оставляйте без внимания трудности ребенка. ТНР не проходят сами. Рекомендуйте родителям посетить с ребенком учителя – логопеда, невролога и педагога-психолога. Заключение специалистов поможет организовать комплексную работу с ними в детском саду. Не ждите спонтанных улучшений, речь ребенка с ТНР нуждается в целенаправленной коррекции.

Правило 2. Организуйте индивидуальную работу с ребенком. Помните: развитие речи играет важную роль для развития в целом. Обязательно проводите занятия по рекомендациям учителя – логопеда.

Правило 3. Давайте речевые образцы. Говорите с ребенком ясно, не слишком быстро, полными предложениями и не обязательно длинными. Называйте предметы и действия, которыми он занимается.

Правило 4. Играйте в звуковые игры. Давайте ребенку послушать, какие звуки издают самые разные предметы и живые существа. Просите угадать предмет или животное по звуку.

Правило 5. Повторяйте слова ребенка в более точной и правильной форме. При этом не критикуйте воспитанника. Например, ребенок произносит : «Биби», повторите за ним и скажите правильно: «Биби. Машина».

Правило 6. развивайте мелкую моторику- тонкие движения руки ребенка. Развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речи. Давайте игры в которых надо шнуровать, нанизывать, раскатывать, брать и перекладывать мелкие или скользкие предметы. Например: бусины, крупинки, гидрогель. Делайте пальчиковую гимнастику. Если есть возможность, используйте игрушки типа бизиборда.

Правило 7. Помогите ребенку отрегулировать дыхание. От спокойного и управляемого дыхания речь улучшается. Предлагайте дуть на легкий бумажный мячик или комочек ваты так, чтобы он долетел до отметки. Предлагайте ребенку раскинуть руки и побегать, широко дыша.

Правило 8. Больше читайте. Используйте способность ребенка обучаться новому путем подражания и наблюдения. Читайте вслух, рассказывайте сказки и истории, описывайте то, что с вами происходило, что вы видели.

Правило 9. Поддерживайте потребность ребенка в общении. Стимулируйте речь. Внимательно слушайте ребенка, но не угадывайте с полуслова. Старайтесь общаться так, чтобы ребенок произнес настолько сложное слово или фразу, какое может сейчас. Повторяйте сказанное им, если вы не поняли, чтобы он произнес еще раз.

Если ребенок стесняется заговаривать с другими детьми или не может это сделать, помогайте: поприветствуйте другого ребенка, покажите, что можно сделать это вместе. чередуйте речевые игры с играми, в которых вербальное общение не очень важно: классики, снежки.

Правило 10. Не смейтесь над речью ребенка, не передразнивайте и не ругайте за то, что он говорит. Это только ухудшит его речь. Следите, чтобы этого не допускали остальные воспитанники в группе.

Тяжелые нарушения речи требуют специальной и ежедневной работы. Для воспитанников с ТНР важно создавать ситуации успеха в режимных моментах, играх, на занятиях в группе. Дети с ТНР часто замыкаются, обижаются, испытывают неуверенность в себе. Поэтому нужно заранее продумывать для них задания с учетом их индивидуальных особенностей.

В занятия с дошкольниками, среди которых есть дети с ТНР, включайте разные типы заданий:

фонетические игры - помогут обогатить их фонетический опыт;

игры на оптимизацию дыхания- способствуют речевому прогрессу;

игры на развитие мелкой моторики;

театрализованные игры (только если ребенок почувствует, что справится сам).

Рекомендации воспитателю, по подготовке ребенка с ТНР к утреннику

1. можно дать ребенку роли, в которых он будет активно действовать, но ничего не говорить или говорить очень мало;

2. если давать роль с текстом, то текст должен быть максимально простой и рифмованный

3. используйте гаджет – прием (запишите реплику на видео, которую он должен произносить и давайте ему просматривать этот ролик (например, во вторую половину дня в ходе индивидуальной работы).

4. можно дать роли в диалогах, когда он должен отвечать короткими репликами или действиями;

5. используйте маски, которые закрывают лицо;

6. при обсуждении результатов выступления ребенка, обязательно хвалите, не говорите о недостатках.

Публикации по теме:

Классный час для учащихся 5–6 классов «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой» Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся. Задачи: -воспитание доброжелательного отношения.

Конспект игры-викторины для родительского собрания «Мой ребенок!» Конспект родительского собрания «Мой ребенок?». Цель: способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений,.

Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Каждому ребенку необходимо разное количество часов.

Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду» Поступление в детский сад – это новый этап в жизни вашего малыша. Этап и интересный, и трудный. Интересный – так как каждый день Ваш малыш.

Консультация для воспитателей «Ребенок с СДВГ. Как воспитателю организовать с ним работу в группе» Наверняка у многих воспитателей есть воспитанник, может даже не один, который никогда не сидит на месте, а вещи, как живые, выпрыгивают.

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5–6 лет в детском саду Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду. Воспитатель – это, несомненно, творческая.

Памятка для родителей. «Как подготовить ребёнка к посещению кабинета врача»Памятка для родителей. «Как подготовить ребёнка к посещению кабинета врача» Наверное, большинство взрослых людей, в силу определённых причин, не испытывают особой любви к больницам, поликлиникам и встречам с врачами.

Практикум для родителей «Красивый почерк, или Как подготовить руку дошкольника к письму»Практикум для родителей «Красивый почерк, или Как подготовить руку дошкольника к письму» Детям старшего дошкольного и начального школьного возраста правописание даётся с большим трудом. Часто родителям бывает сложно понять, с.

Родительское собрание «Как жить в мире с собой и другими»Родительское собрание «Как жить в мире с собой и другими» Цель: повышение педагогической культуры родителей. Задачи: • создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и подготовить к утреннику
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 15:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ребенок с ТНР. Как воспитателю вовлечь его в игры с другими детьми и подготовить к утреннику» (включая файлы) размещена пользователем Елена Филипова (УИ 81201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД