МААМ-картинки

Ребенок в «заэкранье» (наши дети и мир компьютерных игр)

Марина Вишнякова
Ребенок в «заэкранье» (наши дети и мир компьютерных игр)

Наша жизнь стремительно меняется. За каких-нибудь десять лет компьютерные игры стали неотъемлемой частью детского досуга. Детство и современные технологии. Дети и их игрушки. Об этом хотелось бы поразмышлять сегодня, ведь целью нашей работы является, по словам М. А. Васильевой, полноценное проживание детьми дошкольного детства.

Существует несколько классификаций компьютерных игр. Вот наиболее простая, по жанрам.

Публикация «Ребенок в „заэкранье“ (наши дети и мир компьютерных игр)» размещена в разделах

Аркады. Категория игр, где основной упор делается на быстроту реакции играющего, координацию движений, способность ориентироваться в пространстве, рефлексы. Чаще всего это игры военного или боевого характера, где играющему приходится истреблять с помощью различного оружия или без него разнообразных врагов. (Игры «Жизнь пирата», «Мафия»)

Квесты. В этих играх чаще всего предлагается выполнить какую-либо миссию, провести расследование, раскрыть какую-то тайну. Они не содержат сцен насилия и при грамотном подходе пробуждают интерес к истории, развивают мышление, память, эрудицию. («Джек Кейн»)

Экшн. Это игры с насилием. Мир игры игрок видит «от первого лица»,из его глаз, хотя бывают игры с видом на своего героя со стороны. По сути, здесь надо целиться и убивать (взрывать, сжигать и т. д.) («Дарквойд», «Фаркрай»)

Головоломки. Название говорит само за себя: логические игры, не предполагающие наличие противника. («Заработало!»)

Ролевые игры. Это игры-приключения, иногда по мотивам известных литературных произведений и кинофильмов, например, о Шерлоке Холмсе. Или игра «Дьяболо». Суть ее в том, что игрок охотится за князем мира сего, проходит через все круги ада, настигает его. Сражается и, если побеждает, то … оказывается на его месте. Если нет – становится его рабом. В ролевых играх нет жесткого сценария, однако именно в них достигается эффект присутствия. Они провоцируют играющего к сильной идентификации с компьютерным персонажем. Через несколько минут полностью концентрирует внимание на игре и теряет связь с реальной жизнью. Так, дети, описывая свои достижения и неудачи в игре, произносят фразы «я пошел», «я убил», «я умер». («ГТА»)

Симуляторы. Основное содержание – управление моделью чего-либо существующего в жизни, чаще всего – средством передвижения. («Гонки», «Нид фор спид»)

Спортивные игры. Имитация спортивных игр нелогического характера – футбол, хоккей, теннис и др. Традиционные дворовые игры – социальные формы досуга, требующие живого общения, заменяются переживаниями у экрана.

Стратегии. Основной смысл таких игр – нахождение успешной стратегии поведения. Чаще всего эти игры носят военный, военно-экономический или экономический характер. Такие игры требуют определенного багажа знаний и дерзости завоевателя. Играющий чувствует себя властелином мира, заставляя мир жить по своим законам. («Варкрафт»)

Развивающие игры для детей, помогающие ребенку приобрести некоторый объем знаний в какой-либо области. Обучение и проверка пройденного материала проходят в игровой форме. («Башня Знаний»)

Был проведен анализ существующих компьютерных игр с точки зрения наличия в них определенных игровых ролей (статья В. Абраменковой «Кто ты, мистер компьютер). Оказалось, что ни один из существующих типов компьютерных игр не создает настоящей игровой ситуации. Это значит, компьютерная игрушка – не игрушка в собственном смысле этого слова, и критерии, применимые к игрушке, к ней не подходят. Большее количество компьютерных игр развивают только те части мозга, которые отвечают за восприятие и движение. Прочие при этом деградируют. В том числе и лобные доли, отвечающие за контроль над поведением, за память и воображение. Детских психиатров волнует еще и то, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном» возбуждении, когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу. Такие дети ничем другим не интересуются. А зачем? Компьютер дает ребенку те эмоции, которые не всегда дает ему жизнь: восторг, гнев, удовольствие, досада. И все это можно испытать, не сдвигаясь с места! Есть и еще один важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, создающей иллюзию овладения миром. Проиграв, он может заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, болезненно ощущающих свою неуспешность. Можно установить причины особой увлеченности компьютерными играми в зависимости от особенностей личности ребенка. Психически неустойчивых привлекает возможность сиюминутного получения удовольствия, информации; подростков эпилептоидного плана – азарт, увлечение материальной стороной жизни и, конечно, агрессия. Шизоидам, которые плохо приспосабливаются к реальности, предоставляется возможность фиктивного овладения иллюзорным миром, а приманка для истероидов – это общение в сети.

В настоящее время скудны эмпирические исследования, показывающие воздействие компьютера на физическое и личностное развитие ребенка. К. пс. наук Марина Николаевна Миронова, тест «Личностный рост ребенка» : «Результаты свидетельствуют о том: воздействие компьютерных игр блокирует процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным». Проективная методика «Хэнд-тест» («Руки») : «Средние показатели по шкале агрессии превышают величину, указанную автором для выборки заключенных». Вера Абраменкова, методика «Робинзон» : «Экран для современного ребенка является не только информатором и источником построения картины мира, но и ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, новую мораль и систему ценностей».

Теперь немного поговорим о «стрелялках». Экскурс в историю (его проведет Дэвид Гроссман – бывший рейнджер американской армии, сейчас возглавляет группу специалистов, занимающуюся изучением психологии убийства). Во время Второй Мировой войны выяснилось, что под влиянием стресса, страха и прочих обстоятельств солдаты просто не могли применить оружие В качестве тренажера начала использоваться игра «ДУМ», которая со временем доказала свою эффективность. В наши дни эта игра стала доступна широкой детской аудитории. Хочется подчеркнуть, что у детей, увлеченных агрессивными играми-стрелялками, отмечается девальвация ценности всего живого. (Многочисленные сообщения о детской и подростковой преступности)

Несколько слов о совсем еще не изученном заболевании – СДВГ. Наблюдения школьных учителей показывают, что у многих современных детей (до 80%) исчезла способность концентрировать внимание на учебном материале в течение продолжительного времени. Школьники и дошколята, которые не в силах более чем на пять минут напрячь внимание во время урока или занятия, часами способны сосредотачиваться на достаточно сложных компьютерных играх. Пока подобное явление остается загадкой.

Виртуальный мир затягивает человека независимо от возраста. Пятилетний и пятидесятилетний, одинаково погруженные в мир компьютерных развлечений, уходят от реальной жизни.

Сам по себе компьютер, конечно, не хорош и не плох, он лишь инструмент и весьма полезный, но его содержание, «начинка» таковы, какими их сделали взрослые разработчики. И главная задача родителей - быть рядом со своими детьми и познакомить их с лучшими достижениями современной науки. Мудрые родители стараются, чтобы интерес ребенка к компьютеру с самого начала был не потребительским, а научно-познавательным и практическим. Тогда это может стать основой для будущей профессии их сына или дочери (программист, создатель интернет-сайтов, сервисный инженер и др.)

Картина «компьютерной болезни» (здоровье)

(Константин Вячеславович Зорин – старший преподаватель кафедры педагогики и психологии МГМСУ, медицинский психолог, врач-терапевт)

Соматические расстройства проявляются в нарушении зрения, общем недомогании, ослаблении иммунитета и в болезнях, обусловленных сидячим образом жизни. Избыточный уровень электромагнитных полей и излучений провоцирует появление или обострение онкологических заболеваний. У беременной женщины возрастает риск выкидыша и внутриутробной патологии плода.

Сильно поражается опорно-двигательный аппарат. Помимо остеохондроза позвоночника, выявлены так называемые профессиональные заболеваний при плохой постановке кисти. Они отмечаются у художников, машинисток, работников конвейеров и заядлых пользователей компьютеров.

Страдают также нервная система и психика. Наблюдаются астено-невротические реакции: снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и сна, усиление возбудимости и раздражительности, утомляемость, головная боль.

Правила компьютерной безопасности

1 .Время игры следует ограничивать. Для детей 6-7 лет – 10минут, 8-11 лет – 15-20 минут, для старшеклассников – 30 минут в день.

2. Надо установить «закон расстояния» : для игровых приставок - не менее 2-х метров, для персональных компьютеров – 30-40 см.

3. Необходимо соблюдать и «временной закон» - не играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, невыполненных уроков и даже просто прогулки на улице.

4. В комнате, где стоит компьютер, должно быть много живых растений и свежего воздуха.

5. Нужно контролировать содержание игр: исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой и прочими нравственно отрицательными темами.

Все есть лекарство и все есть яд.

Что делать дальше?

Именно недостаток эмоционально-личностного общения заполняется виртуальным. Причем мы, родители, педагоги, часто предпочитаем не замечать проблему, пока она не выйдет за пределы семьи, школы, и обвиняем в происходящем всех, кроме себя. Самое главное, чтобы каждый человек задумался над тем, какой мир мы устроили для наших детей, какое будущее их ждет, в русле каких ориентиров должно проходить воспитание. И главное – больше играйте со своим ребенком в игры вашего детства, чтобы компьютерная игра была вытеснена добрым общением с вами.

Одна молодая мама сказала: «Конечно, можно не покупать всю эту сложную технику, но невозможно уйти от прогресса. И мне бы хотелось, чтобы наш ребенок вырос умным, приспособленным к новому техническому миру человеком. Но пусть в пять лет он наиграется в песочнице, запустит вместе с отцом в небо крылатого бумажного змея, сделанного своим руками, покатается на деревянной лошадке, представляя себя рыцарем из старой доброй сказки, пожалеет бездомного пса и научится уступать в автобусе место женщинам и старикам – просто из чувства сострадания».

Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома. Если набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание, оставшись при нас, может послужить нам во спасение.

Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Публикации по теме:

«Что рисуют наши дети?» Здравствуйте,уважаемые педагоги! Каждый из нас желает узнать,что происходит в маленькой головке малыша?Тогда дайте ему в руки карандаши.

«Мой уголок природы и наши талантливые дети»«Мой уголок природы и наши талантливые дети» Экологический комплекс в нашем ДОУ не такой обширный, как хотелось бы, но мы с коллегами работаем над решением этой проблемы. В детском.

Консультация «Наши дети — дети века» Дети века– умные, деловые, целеустремленные, трудолюбивые, знающие, много понимающие и много умеющие. А также легкоранимые, упрямые,обидчивые,.

Программа родительских клубов «Мы и наши дети» Авторская программа родительских клубов «Мы и наши дети» Актуальность проблемы формирования родительских клубов Большинство тех родителей,.

Говорят наши дети Малышам свойственно ежедневно удивлять окружающих своей оригинальностью во всем, что они делают. Но особенно интересны необычные слова и.

Наш фильм — это наши детиНаш фильм — это наши дети Сценарий выпускного праздника «Наш фильм – это наши дети!» Под торжественную музыку в зал входят ведущие. Ведущая 1: Добрый вечер, уважаемые.

Наши дети Все мы родом из детства -с той красочный волшебной планеты, на которой царствует доброта и верность, дружба и счастье, с планеты мечтательной.

Наши дети и привычка К сожалению, обычно, что мы имеем не правильное представление о негативных привычках наших детей. Очень часто обвиняем ребятишек (в привычках).

Родительское собрание «Мы и наши дети» Ход мероприятия: В зале расставлены столы так, чтобы сидящие родители образовывали 2 команды. Воспитатель: Уважаемые родители, родительского.

Заседание родительского клуба «Наши дети» Тема заседания № 1 "Наши дети" Цель: ознакомление участников с целями, задачами клуба; формирование установки на активную работу; повышение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ребенок в «заэкранье» (наши дети и мир компьютерных игр)
Опубликовано: 25 июня 2015 в 14:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД