Папки-передвижки

Речь и мышление дошкольников

Светлана Барбашина
Речь и мышление дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Речь и мышление дошкольника.

Консультация для родителей.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают свои мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей.

Публикация «Речь и мышление дошкольников» размещена в разделах

Известные детские психологи и педагоги отмечали взаимосвязь речи и мышления. "Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить".

Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, контроль своего поведения, это средство осознания своих переживаний, и сознания себя в целом.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.

- Наглядно-действенное,

- наглядно-образное

- словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития.

Словесные формы мышления проявляются у детей дошкольного возраста. Они выступают в виде простых суждений ребенка, в операции сравнения, в выводах и вопросах, которые он ставит сначала взрослым, а затем и самому себе.

Речь развивается в двух взаимосвязанных формах:

- понимание речи собеседника;

- собственная разговорная речь.

При этом уровень развития понимаемой речи опережает уровень разговорной речи.

На основе громкой речи в проблемной ситуации формируется внутренняя речь.

В специфических формах речевой деятельности - слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения, ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребенка. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а так же предметом сознательного изучения окружающего.

У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалоговая речь, включающая указания, оценку и т. п.

Современные дети живут в эпоху высоких информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир.

Вместе с тем, они стали мало использовать речь в общении с близкими взрослыми. Дети поглощают информацию из телепрограмм, которые не требуют ответа, не реагируют на их отношение и на которые ребенок никак не может воздействовать.

В связи с этим, работа по развитию речевого мышления, является актуальной.

Рассмотрим игры, приемы и средства для развития ребенка в данном направлении.

«Картины с проблемным сюжетом».

Необычный проблемный сюжет является стимулом, который позволяет в процессе беседы эффективно совершенствовать у ребенка логическое и творческое мышление, связную речь. Французский психолог Жан Пиаже считает, что интеллект ребенка и его эмоции неразрывно связаны. Если сюжет картин занимателен, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, отыскивать причинно – следственные связи, делать выводы.

Небылицы.

Детские небылицы представляют собой первую интеллектуальную детскую игру со словами, с мыслью, которая позволяет ребенку проверить границы окружающего мира. Надо научить детей сочинять небылицы, используя любые приемы искажения действительности и лишения смысла, придавая новый неожиданный смысл мыслям и вещам.

Дети получают максимальное и удовольствие от впечатляющей игры, и существенную пользу для формирования и развития их логического мышления. Дети, понимающие юмор, обладают более высоким «умственным» возрастом. Можно передавать друг другу мяч и начинать со слов:

Мы лепили снежный ком,

И задумались потом:

Дедушка Мороз катает,

Что на свете не бывает…

Пословицы и поговорки

Используя их в своей речи, дети учатся лаконично выражать свои мысли и чувства, развивается умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Вместе с тем, при объяснении их смысла, у детей формируется объяснительная и доказательная речь.

Пословицы и поговорки могут применяться при анализе сюжетных картин или иллюстраций сказок. Игра «Подбери и объясни».

- Друг познается в беде.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Как аукнется, так и откликнется.

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи. И т. д.

Публикации по теме:

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Картотека словесных игр для дошкольников «В игры играем — речь развиваем» Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — …; солнце-светло,.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Дидактические игры «Мяч и речь»Дидактические игры «Мяч и речь» Мяч и речь Речь – сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации,.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Развиваем инженерное мышление с психологомРазвиваем инженерное мышление с психологом Развитие инженерного мышления является одной из наиболее актуальных задач образования. И в детском саду мы закладываем основы развития этого.

Фотоотчет «Играем в шахматы — развиваем логическое мышление» (подготовительная группа)Фотоотчет «Играем в шахматы — развиваем логическое мышление» (подготовительная группа) Шахматы, как средство развития логического мышления, в подготовительной группе. В старшем дошкольном возрасте, на пороге школы необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь и мышление дошкольников
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 21:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь и мышление дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Барбашина (УИ 3277200) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД