Татьяна Янович
Консультация «Речь начинается со звукоподражаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Именно со звука начинается любое слово, а осознанная связная речь начинается со звукоподражаний. С помощью звукоподражаний ребенок тренирует артикуляционный аппарат, у него есть возможность соотносить слово и предмет, тем самым, ускоряя переход к полноценной речи. Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.
Публикация «Консультация „Речь начинается со звукоподражаний“» размещена в разделах
Прежде чем развивать речевое подражание, следует научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми. Как только ребенок научится подражать движениям, можно переходить к речевому подражанию.
Начинать работу стоит с гласных звуков. Например, девочка качает куклу. При этом имитируя укачивание куклы. Или у мишки болит зуб, прижимаем ладошку к щеке и качаем головой. Далее отрабатываем слияние гласных звуков : девочка плачет «Уа! Уа!», мальчик заблудился «Ау! Ау!».
После работы над гласными переходим к произнесению согласных звуков. Например, змея шипит «Ш-ш-ш», поёт комар «З-з-з», качаем колесо «С-с-с», ёжик фыркает «Ф-ф-ф» и т. д.
Далее – звукоподражательные слоги и слова. Сначала это может быть подражание голосам животных (собачка – «Гав!», кошечка – «Мяу», овца – «Ме-е», корова – «Му-у»). Далее произнесение междометий (игрушка упала – «ах», подражание бытовым шумам (часики – «тик-так», подражание транспортным шумам (машина – «би-би», подражание музыкальным звукам (барабан – «бам-бам», песенка – «ля-ля-ля»).
Работая над звукоподражаниями всегда помните, что:
1. Звукоподражание разучиваем обязательно в игре.
2. Необходимо использовать картинки или игрушки.
3. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице, при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.