Получи документы

Речь ребенка-дошкольника

Татьяна Титова
Речь ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Еще в раннем детстве появляется предметно-манипулятивная деятельность, понимание речи фиксируют к 6 месяцам, к 8 ми наблюдается ориентировочно-исследовательская реакция, с 10 ти может найти и подать что-либо. И к году исследует, воздействует на предмет. Наблюдается и ассоциативный способ освоения речи (одним словом несколько предметов). В норме конец 1 го года жизни наблюдается освоение речи. И от 1 до 3 х активно говорит. К 2 годам – становление фонематического слуха. После 2х – развитие семантической речи (понимание значения слов). Развивается синтаксическая и морфологическая сторона речи. С 1,5 лет может объединять слова, с 2х-3х появляются фразы. От 1,6 – 1, 8 –латентный период речи, т. е. скрытый – развитие понимания речи. Около 2х лет происходит объединение двух процессов мышления и речи (Думает словами). Речь становится интеллектуальной, а мышление речевым). В этот период – скачкообразный рост словаря, появление вопросов (Что это). С 2х – Где, Кто? Что? Почему? Зачем? Постепенно к старшему дошкольному возрасту осваиваются речевые функции и обороты, особенности родного языка.

Публикация «Речь ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Опираясь на Гербову Валентину Викторовну, можно сказать, что обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность. По Гербовой темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). К пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил. Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий), а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов. В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания.

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л. Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

В старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь "для себя", речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.

Каковы же особенности работы с детьми на занятиях по развитию речи? Привожу в пример некоторые способы обогащения детской речи, цитируя Гербову В. В.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т. д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь. Немного подробнее о развитии словаря старшего дошкольника.

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации.

Воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях.

Для этого Гербова В. В. рекомендует использовать специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: "Вершки – корешки", "Кто лишний и почему?" ("Что лишнее?", "Определи на ощупь" (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т. п., "Что не так?" (картинки-путаницы, "Что изменилось?" и т. п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: "Кто скажет иначе?", "Кто заметит больше?" (качеств, деталей, "Кто расскажет подробнее?", "А как наоборот?" (употребление антонимов) и т. д.

Игры помогают освоить и морфологические средства языка …

• вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец) и объяснить их этимологию;

• образовать однокоренные слова (кот – коток – Котофеич и т. п.) ;

образовать по аналогии существительные (сахарница – сухарница), прилагательные (ушастый – глазастый – рукастый) ; правильно употребить несклоняемые имена существительные, сравнительную степень имен прилагательных (чистый – чище, сладкий – слаще и т. п.) .

В активный словарь детей В. В. Гербова рекомендует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (всегда, никогда) .

Публикации по теме:

Дидактические игры «Мяч и речь»Дидактические игры «Мяч и речь» Мяч и речь Речь – сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации,.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

Советы родителям «Как развивать речь ребенка» У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письмуЗначение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму. Уже давно известно, какую пользу несет моторика руки: это развитие соответствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь ребенка-дошкольника
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 20:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Титова (УИ 1185059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД