Татьяна Титова
Речь ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Еще в раннем детстве появляется предметно-манипулятивная деятельность, понимание речи фиксируют к 6 месяцам, к 8 ми наблюдается ориентировочно-исследовательская реакция, с 10 ти может найти и подать что-либо. И к году исследует, воздействует на предмет. Наблюдается и ассоциативный способ освоения речи (одним словом несколько предметов). В норме конец 1 го года жизни наблюдается освоение речи. И от 1 до 3 х активно говорит. К 2 годам – становление фонематического слуха. После 2х – развитие семантической речи (понимание значения слов). Развивается синтаксическая и морфологическая сторона речи. С 1,5 лет может объединять слова, с 2х-3х появляются фразы. От 1,6 – 1, 8 –латентный период речи, т. е. скрытый – развитие понимания речи. Около 2х лет происходит объединение двух процессов мышления и речи (Думает словами). Речь становится интеллектуальной, а мышление речевым). В этот период – скачкообразный рост словаря, появление вопросов (Что это). С 2х – Где, Кто? Что? Почему? Зачем? Постепенно к старшему дошкольному возрасту осваиваются речевые функции и обороты, особенности родного языка.
Публикация «Речь ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Опираясь на Гербову Валентину Викторовну, можно сказать, что обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность. По Гербовой темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). К пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил. Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий), а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов. В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания.
В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л. Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.
В старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь "для себя", речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.
Каковы же особенности работы с детьми на занятиях по развитию речи? Привожу в пример некоторые способы обогащения детской речи, цитируя Гербову В. В.
Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т. д.
Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.
И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь. Немного подробнее о развитии словаря старшего дошкольника.
Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации.
Воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях.
Для этого Гербова В. В. рекомендует использовать специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: "Вершки – корешки", "Кто лишний и почему?" ("Что лишнее?", "Определи на ощупь" (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т. п., "Что не так?" (картинки-путаницы, "Что изменилось?" и т. п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: "Кто скажет иначе?", "Кто заметит больше?" (качеств, деталей, "Кто расскажет подробнее?", "А как наоборот?" (употребление антонимов) и т. д.
Игры помогают освоить и морфологические средства языка …
• вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец) и объяснить их этимологию;
• образовать однокоренные слова (кот – коток – Котофеич и т. п.) ;
образовать по аналогии существительные (сахарница – сухарница), прилагательные (ушастый – глазастый – рукастый) ; правильно употребить несклоняемые имена существительные, сравнительную степень имен прилагательных (чистый – чище, сладкий – слаще и т. п.) .
В активный словарь детей В. В. Гербова рекомендует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (всегда, никогда) .