Татьяна Фелькер
Речедвигательная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Речедвигательная гимнастика
В настоящее время в логопедической практике активно развивается направление, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической стороны речи (звукопроизношения, которое получило название речедвигательная гимнастика (речедвигательная ритмика). Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами, и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.
Публикация «Речедвигательная гимнастика» размещена в разделах
Речедвигательная ритмика (гимнастика) — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Научная основа речедвигательной гимнастики складывается из совокупности научных дисциплин, которые имеют необходимые данные о взаимосвязи движения и речи. Биологические, смежные естественно-научные, а также педагогические дисциплины (физиология и анатомия человека, патофизиология, педиатрия, невропатология, нейрофизиология, специальная педагогика, логопедия и т. д.) изучают процессы биологического развития человека,и позволяют понимать закономерности формирования двигательных навыков и навыков речевой деятельности.
На важность и необходимость применения в логопедической работе приемов речедвигательной гимнастики указывает большое количество исследователей таких, как Т. М. Власова, Г. А. Волкова, А. Я. Мухина и многие другие. В своих исследованиях они дали обоснование эффективности применения данного метода в коррекции речевых нарушений.
Основной задачей речедвигательной гимнастики является формирование и развитие двигательных способностей как основы развития речи, а также устранение речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения. Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, развитие координационно-регулирующих функций речи и движения.
Г. А. Волкова отмечает особенности логопедической ритмики, которые заключаются в следующем:
1) в создании благоприятных условий для реализации речедвигательной гимнастики;
2) в особой дозировке речедвигательных упражнений;
3) в индивидуальном подходе к каждому ребенку и к целому коллективу при планировании занятий;
4) в упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных,
5) ритмических процессов, развитии умения сосредоточения.
6) в планировании работы и ее содержания в зависимости от
7) возраста занимающихся (дети, подростки, взрослые, от речевого
8) нарушения, состояния их двигательной и речедвигательной функции.
В речедвигательной ритмике можно выделить два основных звена:
развитие неречевых процессов : слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки, развитие тонкой и общей моторики, координации движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания;
развитие речи и коррекция речевых нарушений : развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения.
В методике речедвигательной гимнастики особое место занимает направление по работе над звуками и их сочетаниями, ритмом и темпом, речевым дыханием и слитностью, голосом и интонацией. Движение в процессе занятий фонетической ритмикой рассматриваются как средство для достижения цели (формирование речи или ее коррекция). Конечная цель занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений. Следует особо отметить, что движение является мощнейшим фактором профилактики и коррекции нарушений речи и, в частности, звукопроизношения. [5, с. 38]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что речедвигательная гимнастика является важнейшим современным методом коррекции речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения, который имеет свои формы и средства реализации, и не уступает в эффективности традиционным логопедическим методам.