Синельная Рената
Речевая компетенция детей дошкольного возраста посредством фольклора
Одним из главных способов познания окружающего мира для детей младшего дошкольного возраста является возможность понимать речь и говорить. У детей возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной речевой активности. Не случайно на протяжении четвертого года увеличивается объем словаря, возрастает число высказываний. В этом случае воспитателям следует не только поощрять инициативу ребенка присоединиться в речевое общение, но и серьезно относиться ко всем его высказываниям и к качеству этих высказываний.
Публикация «Речевая компетенция детей дошкольного возраста посредством фольклора» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Темочки
Важным моментом в развитии речи дошкольников является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это говорит о том, что у младших дошкольников отвлеченное мышление. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких компонентов связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Развитие речи детей дошкольного возраста происходит в двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.
Понимание речи взрослого в этот период абсолютно изменяется. Во-первых, ребенок понимает отдельные слова, во-вторых, становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Ребенок начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых и пытается понять, о чем он говорит. В этот период дети активно слушают сказки, стихи и не только детские, но и труднодоступные по смыслу. Понимая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации. Фольклор прекрасно подходит для решения этой задачи, т. к. ребенку слушая и повторяя потешки, прибаутки, приходится представлять то, о чем идет речь в тексте.
Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение фольклорных жанров. По мнению К. Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее применяться в процессе обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой и формы и образов.
Фольклор имеет ярко выраженную дидактическую направленность. Практически все в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о будущем подрастающим поколении. Фольклор сопровождает ребенка с самого рождения. С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки» и т. д. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства. Фольклор является уникальным средством в развитии речи детей. Закладываются основные понятия и примеры поведения, формируется личность ребенка. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Список используемых источников:
1. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание. 2004. № 9.
2. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание. 2009. № 11.