Тренировка речевого дыхания

Ольга Папко
Тренировка речевого дыхания

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет норма­лизовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на коор­динацию ротового и носового дыхания, на выработку ни­жнереберного типа дыхания при активном участии диаф­рагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводят­ся без речи, как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в сто­роны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Упражнения проводят ежедневно по 5—10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха логопед произносит различные цепоч­ки гласных звуков, стимулируя ребенка к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребенка стимулируют к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными и других звуков. Различают динамическую и статическую дыхательную гимнастику.

При дыхательной гимнастике стараются не переутомлять ребенка, следят, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз, все дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музыку.

Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо провет­ренном помещении.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных n, m, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными).

Па

Папу

Папо___

Папа

Папопу

Папопу___

Папапа

Папопупи

Па__по__пу__пи___

Папапапа

Папопупипэ

Па__по__пу__пи__пэ__

Этот вид работы может усложняться. Тогда весь ряд сло­гов произносится на одном выдохе, а на каждом движении слоги повторяются сначала дважды, а затем трижды. Напри­мер:

лапапололупупипипэпэ

папалалолополупупупилилилэлэлэ и т. д.

Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно.

1, 2, 3; 1,2,3,4; 1, 2, 3, 4,5. и т. д.

Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе.

Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе.

Переход от слоговых упражнений к слитному произне­сению слов и коротких предложений осуществляется на следующем речевом материале.

Счет от 1 до 10.

Дети стоят по кругу. Левая рука лежит на области диаф­рагмы, правая — на уровне груди. Каждый ряд слов произ­носится на одном выдохе и сопровождается дирижировани­ем, т. е. движение руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5. и т. д.

***

Перечисление дней недели.

И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говорить

на одном выдохе:

понедельник

понедельник, вторник

понедельник, вторник, среда

понедельник, вторник, среда, четверг. и т. д.

***

Перечисление названий месяцев.

12 месяцев.

В году 12 месяцев.

Январь, февраль.

Январь, февраль, март. и т. д.

***

Перечисление времен года.

Четыре времени года.

В году 4 времени года

В году 4 времени года: зима, весна. и т. д.

Воспроизведение речевого материла, примером ко­торого является счет, называние дней недели и т. п., сопро­вождается интонацией перечисления.

Вопросительные предложения сопровождаются соответ­ствующей интонацией, обозначающей вопрос.

Ответы на вопросы произносятся на одном выдохе.

Какой день недели?

Какой сегодня день недели?

Сегодня…

Какой завтра день недели?

Завтра.

Какой день недели был вчера?

Вчера.

Дети стоят по кругу.

1. Учитель задает вопросы. Дети отвечают, контролируя свое дыхание (рука лежит на диафрагме).

2. Дети задают вопросы друг другу (по кругу). Ответ проговаривается синхронно с учителем.

3. Дети встают парами и задают вопросы друг другу.

***

Зимние месяцы — декабрь, январь, февраль.

Какой первый месяц зимы?

Первый месяц зимы — декабрь.

Какой второй месяц зимы?

Второй.

Какой третий месяц зимы?

Третий.

Первое предложение произносится синхронно с учите­лем. Далее работа продолжается так, как и в упражнении, описанном выше. Аналогично проводится работа на речевом материале о других временах года.

Далее материал усложняется, отрабатываем навыки правильного речевого дыхания в текстах и стихотворениях.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Т. М. Власова А. Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика» М. 1996 г.

2. «Логопедия» под ред. Л. С. Волковой и др. М. 1989г.

Публикации по теме:

Игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того.

Картотека игр для речевого дыхания №1 Игра «Бабочка, лети!» Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко.

Методическая разработка по развитию речевого дыхания Пояснительная записка Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично,.

Здоровьесберегающая технология формирования речевого дыхания Видео Попова Ирина ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОКЗдоровьесберегающая технология формирования речевого дыхания. Видео-обзор элементов первого этапа формирования.

Правила речевого дыхания Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Консультация «Развитие речевого дыхания»Консультация «Развитие речевого дыхания» Для четкого произношения звуков и ясной дикции необходимо хорошо поставленное речевое дыхание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный,.

Формирование правильного речевого дыхания у детейФормирование правильного речевого дыхания у детей Не секрет, что источником произношения звуков является воздушная струя, которая проходит через гортань из легких и проходящая через полость.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Тренировка речевого дыхания
Опубликовано: 15 августа 2018 в 20:18
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие-экспериментирование «Этапы развития растений: от семечки до взрослого растения»
Данное занятие-экспериментирования я проводила в рамках обмена опытом и взаимодействия дошкольного образования и школы в третьем классе средней...
Фотоотчет «Ах эти сказки, сказочки…»
Здравствуйте, здравствуйте, взрослые и детишки . Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Много там чудес, волшебства....
Наши друзья — снеговики, или Радость творчества
Как развить творческие способности? Ответов великое множество. Но ясно одно, для того, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, развить творческие...
Мобиль «Тучка с дождем»
Оформление группы в детском садике, как правило, ложится на плечи воспитателей. Элементы декора создают уют в групповом помещении, а работы, выполненные...
«Роль сказки в жизни ребенка»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений. » В. А. Сухомлинский Все дети любят сказки. Сказка входит в...