Ольга Щеглова
Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое дыхание – это возможность выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику. Другими словами, речевое дыхание -это дыхание в процессе речи.
Публикация «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Правильному речевому и физиологическому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходимо соблюдать некоторые правила:
• Дуем всегда плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
• Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
• По длительности упражнения короткие — не более 30 секунд непрерывной работы.
• Нельзя играть сразу после принятия пищи.
• Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что такие упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени с перерывами на отдых.
Так, например:
дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3).
дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).
дети 4-6лет — длительность игры составляет – 4-6 минут (количество слов 4-6).
дети 6-7 лет – могут играть по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).
Игры на развитие диафрагмального дыхания.
«Маятник»
И. п. — сесть по-турецки, руки на затылке. Спокойно вдохнуть — пауза Зс. — наклониться вперёд — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3-4 раза.
«Охота»
Педагоги закрывают глаза, логопед выкладывает перед ними апельсин, яблоко, лимон, варенье, духи. Необходимо глубоко, с закрытыми глазами, вдохнуть и по запаху определить, что за предмет перед ними.
Игры для развития речевого дыхания
Хотите превратить логопедическое занятие со своим ребенком в увлекательную забаву?
АЭРОБОЛ- предмет для развития речевого дыхания. С ним каждая тренировка станет веселой игрой. Тренажер не только улучшит произношение звуков, но и поможет ребенку прикоснуться к науке, став наглядным пособием для понимания принципов закона перепада давления. Суть игры в том, чтобы поднять шарик как можно выше и плавно опустить его на место. А еще можно добиться эффекта «зависания» шарика в воздухе.
Упражнения для развития ротового выдоха.
«Подуем на вертушки» или «Султанчики», «Снежинки», «Подуем на листочки»., «Мыльные пузыри»
Игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Кораблик» и т. д.
Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Ускорить процесс развития речи у детей дошкольного возраста помогут систематические занятия с логопедом.