Папки-передвижки

Консультация «Речевое развитие дошкольников»

Наталья Сафиулина
Консультация «Речевое развитие дошкольников»

МБДОУ "Чайка" г. Черногорск РХ

воспитатель Сафиулина Н. А.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой, удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем закончился фильм.

Публикация «Консультация „Речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах

Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как зовут, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя.

Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес механически, не понимая, что конкретно обозначают слова, что обозначают цифры в его адресе. Многие дети из моей группы знают свой адрес.

После выходных дней интересуюсь у ребенка, чем их родные и близкие занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; прошу рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических навыков (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка. Например: «Какое дерево я загадала? Название этого дерева начинается со звука «к», а заканчивается на звук «н», «Подбери «родные» слова к слову «снег» (снежинки, снеговик, снегурочка).

Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке предметы на определенный звук», «Кто больше назовет прилагательных к слову «горка» (трава, березка, дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?»; «Напечатай палочкой на снегу, песке, букву или фигуру», «Кто первым назовет слово на данный звук, или составит предложение». На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру речью.

На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Детям, которые затрудняются, я задаю наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу.

Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.

Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти и игры можно использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.

Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Мы со второго полугодия начали дежурство. Во время сервировки стола можно уточнить названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети называют обобщающее слово «посуда», вспомнить с ними профессии «повар», «кондитер».

Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений : «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т. д.

Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых социально-речевых умений : правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.

Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и разбирают ее по вопросам.

Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Можно составить для родителей памятку.

Факторы успешного речевого развития

(памятка для родителей)

*Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

*Создавать условия для общения с другими детьми.

*Речь взрослого – пример для подражания.

*Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

*Совместные игры взрослого и ребёнка.

*Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».

*Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Речевое развитие дошкольников»
Опубликовано: 11 августа 2022 в 06:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД