Приложение МААМ

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста методом дидактического синквейна

Валентина Власкина
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста методом дидактического синквейна
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста методом дидактического синквейна

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Родители никак не могут понять, почему беседу с ребенком не могут заменить компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания – на это у родителей нет времени.

Публикация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста методом дидактического синквейна» размещена в разделах

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка. И педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать такой современный интересный прием в обучении детей рассказыванию как синквейн.

Синквейн (от фр. cinguain- шаблон)- пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем - индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное- это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини - творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие.

1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело полезно и легко! Развиваются интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.

Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во- первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во- вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры синквейнов составленных дошкольниками

1 Кто? Собака

2. Какая? Мохнатая, Большая

3. Что делает? Спит, Играет, Лает

4. Предложение. Мне нравится играть с собакой

5. Ассоциация. Друг

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая, рыжая.

3. Крадется, ловит, прыгает.

4. Не люблю – хитрит и обманывает.

5. Съела колобка.

На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию

Пример составления рассказа по синквейну

Заяц.

Белый, пушистый.

Боится, пугается, убегает.

Я жалею зайца.

Дикое животное.

Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить.

Выводы:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться с детства. Этому искусству и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их формулировать.

Используемая литература:

1. Душка Н. «Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005)

2. Соколова С. Е. «Формирование связной речи детей», Журнал «Коррекционная педагогика» №3 (2014)

3. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»?», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006)

4. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Публикации по теме:

Билингвизм в семье Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Набережные Челны республики Татарстан «Детский сад № 65 «Машенька» Консультация.

Потребности современного ребёнка Потребности современного ребёнка. Работая, в детском саду уже много лет стала замечать, что у современных детей одна и самая главная потребность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста методом дидактического синквейна
Опубликовано: 5 октября 2014 в 18:18
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста методом дидактического синквейна» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Власкина (УИ 199455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД