Папки-передвижки

Речевое развитие дошкольников

юлия кулагина
Речевое развитие дошкольников

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ

И ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.

В данной статье обоснована необходимость актуальности, системы и технологий ознакомления старших дошкольников с профессиями и трудом взрослых с учетом требований ФГОС ДО.

Ключевые слова: дошкольное образование, трудолюбие, осознание о труде взрослых, формирование положительного отношения к труду взрослых.

Публикация «Речевое развитие дошкольников» размещена в разделах

В современных условиях формирования растущей личности будущего гражданина особая роль отводится трудовому воспитанию. В системе дошкольного образования посильный труд, связанный с жизнью ребенка в детском саду и дома, с его интересами и потребностями является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что одной из задач современного ДОО является «формирование позитивных установок к различным видам труда».

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить в труде цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий поставленной цели. При этом необходимо строго учитывать особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста, их возрастные и индивидуальные особенности.

Одним из направлений трудового воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление с профессиями и трудом взрослых. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е. Н. Землянская, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми.

В исследованиях В. И. Логиновой, Л. А. Мишариной, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Несмотря на то, что проблема ознакомления старших дошкольников с профессиями и трудом взрослых актуальна для современного дошкольного образования, она недостаточно разработана с учетом требований ФГОС ДО.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Дети дошкольного возраста должны овладеть следующими видами труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, умственный труд. Основа формирования первоначальных представлений о труде взрослых заложена в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Целесообразно ознакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней: врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человек

Ознакомление с трудом взрослых происходит за счет усвоения элементарных норм труда принятых в обществе, нравственной ценности труда на основе ценностного отношения к родителям и представителям ближайшего социального окружения. Организации общения и взаимодействия ребенка со взрослыми – представителями разных профессий того региона, в котором живёт ребёнок; формирования самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирования уважительного отношения к людям разных профессий за счёт проведения встреч с ними. Формирование на основе этих встреч позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие дошкольника, в ходе профориентационной работы, происходит на основе развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в области видов деятельности и труда людей; формирования познавательных действий; развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о мире профессий и их представителях из ближайшего социума, объектах окружающего мира, представлений о региональных социокультурных ценностях. Кроме того, опосредовано происходит ознакомление с видами производств конкретного региона, видами и названиями предприятий. При этом важно учитывать принцип концентрического эмоционального насыщения познавательной деятельности дошкольника.

В речевом развитии дошкольников происходит обогащение активного словаря названиями профессий, профессиональных действий, атрибутов; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой о различных профессиях.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников при ознакомлении с миром профессий на основе краеведческого материала предполагает развитие элементарных представлений о видах искусства, о профессиях людей, занимающихся творчеством в конкретном регионе, городе, селе; реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); усвоению информации о труде взрослых будет способствовать изображение детьми представителей различных профессий.

Элементы ранней профориентации могут быть использованы при реализации образовательной области «Физическое развитие» и включать формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, профессиях людей, связанных с высокой двигательной активностью, в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом может быть организовано выполнение физических упражнений.

Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с миром профессий как компонент трудового воспитания в детском саду сегодня не только не утрачивает своей актуальности, но и наполняется новыми смыслами: ценностным, концептуальным, технологическим.

Публикации по теме:

Иллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитиеИллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитие Уважаемые коллеги, хочу познакомить с новинкой, появившейся в нашей группе. Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Центра.

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников
Опубликовано: 30 октября 2022 в 13:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД