Лариса Гнездилова
Региональный компонент. Перспективное планирование (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(региональный компонент программы)
МДОУ детски сад №10 города Алушты
2016г.
Месяц года неделя Содержание работы
сентябрь 2 неделя Познавательное развитие Крым это полуостров, соединенный с материком узким перешейком. Полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы (предгорье, которые постепенно переходят в высокие горы. За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли - Южный берег Крыма.
Публикация «Региональный компонент, Перспективное планирование (старшая группа)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
На географической карте эти природные зоны могут быть представлены в цвете: степная - желтая, предгорная - зеленая, горная - коричневая. В тех местах, где горы пересекаются реками, образуются ущелья, наиболее известное - Большой Каньон Крыма. Некоторые крымские горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла». Крым омывается Черным и Азовским морями. Они соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, богатая полезными веществами. Азовское море гораздо меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и менее соленая. В Крыму много родников, в основном они расположены в горной природной зоне. В Крыму есть источники минеральной воды, особенно в районах Евпатории, Сак, Феодосии. Самые известные источники - Савлык-Су («Здоровая вода», г. Алушта, Аджи-Су («Черные воды», в Бахчисарайском р-не). Самые полноводные реки: Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах. Салгир впадает в Сиваш, остальные реки - в Черное море. Несмотря на большое количество рек, Крым беден пресной водой – ведь летом многие водотоки пересыхают, особенно в равнинной части. В Крыму есть водопады, из которых самыми известными является Учан-Су (самый высокий, в г. Ялте) и Джур-Джур (самый полноводный, у с. Генеральское Алуштинского района).
4 неделя Социально-коммуникативное развитие Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму
История происхождения имен и фамилий у людей разных национальностей. Значение имен. Одинаковые по значению имена детей разных национальностей.
Дом:
Как построен наш дом и дом наших соседей. Как называются комнаты в доме и почему. Что общего во внешнем и внутреннем убранстве наших квартир/домов и чем они отличаются.
Предметы народной одежды (в т. ч. головной убор, обувь, украшения) и их традиционные элементы у нас и у наших соседей. Прически.
Примерная тематика занятий
• Для чего люди общаются?
• Общение бывает разным.
• В стране вежливости!
• Благодарность: каким тоном?
• Можно ли общаться без слов?
• Не забудь извиниться.
• Правила общения.
• День рождения.
октябрь 2 неделя Речевое развитие Подраздел «Речевое общение на родном языке и «языке соседа»
Знакомить детей с «языком соседа», исходя из национального состава конкретной группы дошкольников, при этом поощрять детей, использующих формулы речевого этикета на родном языке, расширять разговорную практику на национальных языках.
Произведения крымских писателей и их роль в приобщении детей к богатому национальному наследию Крыма
- народнопоэтические произведения (потешки, считалки, заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки);
- прозаические произведения (сказки, сказания, легенды, притчи, былины, мифы);
- игровой фольклор (народные хороводные, подвижные игры, игры-драматизации с текстом и диалогами).
4 неделя Познавательное развитие. Фауна Крыма
Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий кабан, косуля, крымский благородный олень, лисица, заяц-русак, хомяк, летучая мышь, каменная куница, ласка и др.
Птицы: дрофа, куропатка, журавль, фазан, воробей, ворона, сорока, грач, синица, скворец, зяблик, сойка, кукушка, жаворонок, дятел, гриф, утка, лебедь, чайка, цапля и др.
Обитатели морей: дельфин-белобочка, дельфин афалина, тюлень-монах, краб, морская звезда, медуза, барабуля, ставрида, кефаль, катран, камбала, килька, хамса, бычок-головач, осетр и др.
Обитатели рек: ручьевая форель, пескарь, крымский усач (марена, трехиглая колюшка, бычок-песчаник, карп, тарань, судак и др.
Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям
Орлов В. Н. – «Наша речка», «Заячий сон», Латанский В. Г «Желтые мышки», «Почему медведь зимой спит»
ноябрь 2 неделя Познавательное развитие Растительный и животный мир Крыма разнообразен
Травянистые растения: ковыль, типчак, горицвет, пырей, луговой мятлик, клевер, полынь, кермек, синеголовник, солеросы
Деревья лесной и парковой зоны: дуб пушистый, липа, клен, граб, осина, ясень, сосна крымская, сосна обыкновенная, бук
Кустарники : боярышник, шиповник, кизил, барбарис, терн, скумпия, лещина, сирень, спирея, форзиция, калина и др.
Лианы: ломонос, вечнозеленый плющ, ежевика и др.
Грибы
Маслята, сыроежки, лисички, рыжики, грузди, белые грибы, шампиньоны и др.
Охрана природы Крыма
Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть заповедников. Самый большой – Крымский государственный заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде природу горного Крыма
4 неделя Социально-коммуникативное развитие Труд людей. Профессии:
Заводы, фабрики, предприятия, санатории, агрофирмы и т. д., где люди разных национальностей производят/выращивают… Профессии людей. Чем раньше занимались жители нашего населенного пункта.
Примерная тематика словарной работы
• Родной город (село, поселок).
• Труд. Профессии взрослых.
• Вкусы у всех разные (наша еда) : что общего в наших вкусах? Наша одежда и обувь.
• Наш Крым.
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр
• Больница. Поликлиника.
• Парикмахерская. Салон красоты. Дом моделей.
• Водители.
• Моряки.
• Детский сад.
• Театр.
• Гараж.
декабрь 2 неделя Художественно-эстетическое развитие Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством
- может быть организована как кружковая работа, которая обогатит представления детей о разнообразии промыслов в Крыму, позволит привить детям некоторые навыки и умения. Работы, выполненные детьми, можно использовать для украшения группы, украшения игровых центров, как подари или атрибуты для игр.
Вышивка
Образцы народной вышивки. Особенности орнаментов, узоров, цветовой гаммы в работах крымских мастеров. Практическое использование вышитых изделий для украшения одежды, жилища, предметов быта.
Гончарное производство
Знакомство с мастерами, живущими рядом в городе или поселке. Особенности росписи глиняных изделий у народных мастеров, живущих в Крыму.
Практическая деятельность детей: лепка, рисование, аппликация.
4 неделя Социально-коммуникативное развитие. Праздники нашей семьи и наших соседей: родины, крестины/обрезание/сюннет, именины, день ангела, день рождения, свадьба.
Все люди Крыма чтят вечные всеобщие природные святыни - воду, землю, огонь, Солнце, хлеб, от них во многом зависела и зависит их жизнь. Это отношение человека к природе находит свое отражение в календарных праздниках.
Художественно-эстетическое развитие Подраздел «Музыка народов Крыма»
Знакомство детей с характерными особенностями традиций и обычаев людей, проживающих в Крыму, знакомить детей целесообразно на праздничных утренниках и развлечениях. Детям необходимо дать общие понятия о праздниках, например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники бывают разные.
В детском саду рекомендуется проводить праздничные утренники по сезонам года: осенний, зимний, весенний и летний. В содержание сценариев можно вводить фольклорный материал на родном языке и «языке соседа».
январь 2 неделя Речевое развитие Произведения крымских писателей и поэтов.
Примерный перечень считалок, жеребьевок:
Греческие: “Пшеница, овес»
Немецкие: «Конь вороной остался под горой…», «Кто засмеется…»
Украинские: «Бродить кіт по траві.», «Тікав заєць через ліс»
4 неделя Социально-коммуникативное развитие Подраздел «История людей и памятников»
Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о том, что наш полуостров всегда был многонационален, здесь издавна звучали разные языки, памятники архитектуры и искусства создавались носителями различных культур и религий. Это многообразие нашло отражение в топонимике Крыма: в названиях улиц, кварталов, городов, рек, гор, др. географических объектов. Учитывая то, что топонимика Крыма претерпевала многочисленные изменения, рекомендуется знакомить детей со старыми и новыми географическими названиями.
Примерный перечень памятников, событий, предприятий,
которые сделали Крым известным во всем мире
• Бахчисарайский дворец – резиденция крымских ханов.
• Винодельческие заводы – «Массандра», «Новый свет» (Ялта, Судак).
• Крымская астрофизическая обсерватория (с. Научное).
• Ливадийский дворец – Ялтинская конференция.
февраль 2 неделя Речевое развитие Примерный перечень прозаических произведений
(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)
Еврейские: Как царю Соломону божья коровка помогла (сказка)
Крымскотатарские: Как пчелы Кырк-ор спасли (легенда). Фонтан Арзы (легенда). Жадная собака (сказкаЩуплый – хваста (сказка)
4 неделя Физическое развитие Примерный перечень подвижных игр
Азербайджанские: «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек», «Чья шеренга победит?»
Армянские: «Семь камней», «Три камня»
Белорусские:«Прела-горела», «Иванка»
Болгарские: «Ой, Ладо, Ладо» и др.
Греческие:«Слепая муха», «Орехи-каридья»
март 2 неделя Речевое развитие Примерный перечень прозаических произведений
Крымские легенды: Медведь-гора. Как появилась Ялта. Источник под Ай-Петри.
Армянские:). Мальчик и вода (песенка)
Немецкие: Раковина изобилия (легенда). Черепашка и богатство (легенда)
4 неделя Художественно-эстетическое развитие Примерный перечень произведений для музыкально-ритмических движений
(упражнения, народные танцы, хороводы)
Белорусские: «Лявониха»,
Греческие: «Сиртаки», муз. М. Теодаракиса
Немецкие: «Снежный вальс», муз нар
Русские: «Кадриль»
Цыганские: «Цыганская венгерка»
апрель 2 неделя Речевое развитие Примерный перечень художественно-познавательных произведений о Крыме
Орлов В. Н. – «Сказка о Крымской зиме», «Я рисую море»
4 неделя Познавательное развитие Травянистые растения лесной и парковой зоны: первоцветы (подснежник, примула, цикламен, ландыши, крокусы, пион розовый и др.
Лекарственные травы
Горицвет, тысячелистник, зверобой продырявленный, чабрец, полынь, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка аптечная, одуванчик, лопух, крапива, спорыш, душица, мята, пустырник, череда, мелисса и др.
Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и др.
Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол, крымская жужелица, цикада, тля, муравей, пчела, оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др.
Охрана природы в Крыму
май 2 неделя Речевое развитие
Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям
Орлов В. Н. – «Лесной орех», «Небо и лужа»
Латанский В. Г «Осенние задания», «Листья», «Четыре коня», «Представления в кастрюле», «Корабли»
Примерный перечень произведений классической и современной литературы о Крыме
Алигер М. И. – «Утренняя песня»; Бунин И. А. – «… Светает… Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су»;
4 неделя Люди, которые прославили Крым (примерный перечень имен
Художники: И. Айвазовский, А. Куинджи, М. Латри и др.
Мастера слова: М. Волошин, А. Грин, Л. Украинка и др.
Праздники народов Крыма
Художественно-эстетическое развитие
Выставка детских работ «Любимый Крым»