МААМ-картинки

Рекомендации для педагогов на тему «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»

алтынчурина
Рекомендации для педагогов на тему «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»

Воспитатель: Алтынчурина Наталья

Владимировна

МДОУ "Детский сад №10"

г. Магнитогорска2019 г.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Культура народа (книги, искусство) формируют личность человека, впечатления от впервые прочитанных и полюбившихся книг у ребенка создают определенные схемы поведения. Дают понятия о добре и зле, об особенностях гендерного поведения. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью. Беседа о прочитанном для дошкольника – это возможность уведомить окружающих о переполняющих его впечатлениях, поделиться ими.

Публикация «Рекомендации для педагогов на тему „Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении“» размещена в разделах

Нередко именно в детском саду ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением художественной литературы, учится слушать, воспринимать и понимать их.

От того как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята.

Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияет на возникновение и дальнейшее углубление интереса к литературе, побуждает у ребенка активные переживания, вызывает нравственный отклик. Тем не менее, процесс этот не должен быть скучным, ведь детям в любой ситуации, прежде всего, хочется играть.

При чтении очень важно правильно организовать детей. Например, при чтении сказок рекомендуется с детьми разместится на ковре, когда ребенок свободно может менять свою позу. Слушание рассказа и обсуждение лучше провести сидя за столами, чтобы было три точки опоры. Поэзию с детьми можно послушать сидя на стульчиках (поза внимания).

Поэтому этот вид деятельности требует от воспитателя тщательного продумывания организации детей, форм и методов ведения знакомства с книгой.

Работа, посвященная знакомству детей с произведениями литературы, требует от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы подготовки:

• Подготовка и предварительное чтение воспитателем произведения, осмысление прочитанного;

• Постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

• Отбор методов работы с книгой (постановка вопросов для обсуждения).

Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения – это прежде всего осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги для чтения. В структуре занятий по литературным произведениям можно условно выделить три части. Главная цель первой части занятия – познакомить детей с произведением, обеспечив полноценное первоначальное восприятие текста. На данном этапе занятия чтению чаще всего предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением, вызывает активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный художником слова. Беседа мобилизует жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста. Перед чтением в случае необходимости воспитатель может объяснить смысл сложных для понимания дошкольников слов и выражений. Кроме того, беседу целесообразно проводить с показом иллюстраций. А в качестве дополнения к вводному разговору с детьми целесообразно ввести рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения. Применение тех или иных методических средств зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей дошкольников, а также от художественного своеобразия литературного произведения. Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением. Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие текста вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным событиям, героям. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.

При отборе методов и приемов работы с книгой и создания читательской среды в группе необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Методика приобщения ребенка к книге.

Младший возраст.

Цели общения: 1. Формирование положительных реакций на книгу. 2. Сенсорное воспитание средствами живописи литературы и дизайна.

Читательская деятельность: 1. Выделить из окружающей среды книгу. 2. Обратить внимание на обложку (что мне нравится, как называется, что заметили на картинке, обложке).3. Чтение-рассматривание педагогом.

Правила работы с книгой: 1. Изучаем обложку. Выделяем на ней 2-3 ориентира, сопоставляем их, предполагаем тему чтения. 2. Информацию с вводных листов считывает воспитатель (форзац веселый, титульный лист несет много информации). 3. Постраничное рассматривание книжного блока, описание иллюстраций и предположение содержания. 4. Подведение итогов рассматривания: сколько произведений, что захотелось прочитать.

Слушание в этом возрасте 1-3 мин, после перерыва можно еще почитать. Слушание может сопровождаться действиями (погладить – пожалеть героев, похлопать в ладоши, если закончилось хорошо).

Читательские действия: обвести рукой кабину, кузов, колеса, все обвести – машина; озвучивание книги – повторение отдельных слов, словосочетаний, звуков, фраз.

КАК СОСТАВИТЬ БИБЛИОТЕКУ.

Младший дошкольный возраст.

Концепция восприятия: книга – это особый предмет действительности, с которым работает взрослый, а для ребенка – источник положительных эмоций.

Требования:1.10-20 книг на полочке. Из них две – лицом к детям: ту, которую уже читали и новая. 2. Книги подбираются картинного типа (книги-картинки, в них 80% иллюстраций и 20% текста; книжки-ширмочки; книжки-панорамы; книжки-игрушки, у которых есть встроенные детали; фигурные книжки – форма героя; книги, вызывающие приятные тактильные ощущения, зрительные и слуховые. 3. Без разрешения брать нельзя, пока не научили пользоваться.

Средний возраст.

Цели: 1. Формирование интереса к книге. 2. Развитие процессов воображения, памяти, чувствования, мышления и речи.

Читательская деятельность: работают на занятиях в 3 этапа: до чтения, в процессе чтения, после чтения.

Правила работы с книгой: 1. Начинаем ознакомительным рассматриванием по правилам, тренируем в назывании, почему именно это нарисовал художник, догадываемся о содержании. Т. е. нужно так заинтересовывать ребенка, чтобы вызвать потребность чтения. 2. Выразительное чтение книги воспитателем. Комментируем трудные места, проводим словесную работу: «Ребята, вы будете слушать и представлять мысленно картины».3. Перечитываем трудные места, потом дети повторяют, спрашивают о непонятном. После чтения в средней группе беседа не является основным видом деятельности. Проводятся основные типовые действия: выполнение живых картин (движение, мимика героев); озвучивание ролей; исполнение песенок героев; рассматривание иллюстраций и воспроизведение содержания по ним; раскрашивание ксерокопированных иллюстраций; запоминание малых текстов, отдельных строк.

Читательская деятельность:1. Словесное и графическое иллюстрирование.

2. Словесное рисование – представление читаемого словами.

3. Чтение книг по картинкам и по памяти сюжета.

4. Инсценирование сюжетных эпизодов, пересказ с элементами драматизации (костюмы, роли).

5. Беседы о прочитанном, анализируя: о чем, с чего началось, главное, чем закончилось, сколько частей, кто главные герои, образы персонажей (характер, поступки, какие красивые, важные слова запомнились?

6. Составление словесных словарей: сказочных, профессиональных.

7. Какой совет дадим герою, себе какое настроение осталось?

8. О чем хочется детям спросить по содержанию.

Замером готовности ребенка к школе – это «разговор» ребенка с книгой, с ее авторами и героями 5-7 мин. Вопросы: - книга, я тебя знаю или нет?

- о чем ты мне хочешь рассказать?

КАК СОСТАВИТЬ БИБЛИОТЕКУ.

Средний дошкольный возраст.

Концепции восприятия: книга – поставщик наглядно-образных впечатлений;книга – источник словаря и речи.

Добавить в библиотеку книги деятельностного типа: раскраски, книжки-рассказки (комиксы, книжки-театры, книжки-фильмы: по серии картинок можно произвести сюжет, книжки-игрушки, книжки для трудовой деятельности (вырежи - наклей, самоделки, звуковые книжки.

Требования:1.20-30 книг на полочке.

2. Использовать книги-произведения и книги-сборники (авторские, жанровые,

тематические).

3. Должна быть классика детской литературы.

4. Поэзии не менее 50%

5. Начинать раздавать детям под присмотром воспитателя.

Старший возраст.

Концепци восприятия книга – источник художественных образов, источник знаний; книга – средство саморазвития.

Требования:

1.30-40 книг на полочке. Большая часть должны быть классические детские книги (авторы знакомы детям).

2. Книги с произведениями специально для детей и общая литература отечественных и зарубежных авторов прошлого и настоящего.

3. Литература разных видов и жанров: художественная 80% и научно-познавательная 20%; газеты и журналы 2-3 шт. ; азбуки, учебники для детей, энциклопедии; стихи, сказки и т. д.

4. Книги, отражающие 15 тем детского чтения : Детства. Мир человеческих отношений. Человек и природа. Картины родной природы. Родина большая и малая. Другие страны. Чудеса и волшебство. Приключения и путешествия. Труд и профессии. ЖЗЛ. Народная мудрость. В мире знаний (из отраслей). В мире прекрасного (из искусства).

Библиотека старшего дошкольника отражает пятимирие : Мир детства. Мир взрослых. Мир природы. Мир социума (общество, национальности, страны). Мир фантастический (вымышленный, виртуальный).

С самого раннего возраста необходимо приучать ребенка к бережному отношению к книгам. С малышами можно пожалеть книгу, если упала, разорвалась – полечить. В старших группах можно создать «Книжкину больницу», предлагать детям самостоятельно ремонтировать книги, изготавливать закладки. Чтобы повысить значимость и ценность книги необходимо рассказывать об истории создания книги, как делают книгу, сколько людей различных профессий занято при изготовлении книги.

Организуя работу с детьми по общению с миром книг, мы надеемся помочь им найти для себя среди книг друзей на всю жизнь, чьи «заветные страницы» помогают людям жить, и работать, и учиться и отчизной дорожить.

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения.

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения.

В наше время многим детям не интересно слушать сказки и рассматривать иллюстрации им интереснее смотреть современные  мультики. Некоторые родители утверждают, что их дети знают много интересного, потому что смотрят много мультфильмов и телепередач, но практика показывает, что дети не могут пересказать полностью не один мультфильм. Их речь, путанная и односложная с употреблением ряда глаголов и существительных и выглядит это примерно так: «. он пришел, хлоп, а тот побежал, прыгнул, бац и в яме». На вопрос: «Кто пришел и куда бац?», дети говорят с паузами: «Ну… этот самый… как его., ну этот с ушами…». Учителя начальной школы встревожены: детям трудно дается пересказ, слаба память, беден запас слов, пишут неграмотно, хотя в детском саду на развитие речи обращается много внимания.

На наш взгляд проблема заключалась в отсутствии системы работы по формированию интереса и потребности в чтении книг у детей дошкольного возраста, что приводит к снижению эмоционального отклика и положительного отношения к книге. Это обусловлено ещё тем, что взрослые мало читают и не придают особого значения влиянию чтения книг на интеллектуальное и нравственное развитие детей. Многие родители рассказывают детям одни и те же сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» по памяти перед сном. Книги дети смотрят самостоятельно, в основном дети целыми вечерами и все выходные проводят перед телевизором или компьютером. Компьютер не может быть альтернативой книге, детское чтение необходимо для здорового развития детей.

Для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг необходимо создать предметно-пространственную среду в группе: собрать библиотеку, состоящую из произведений  детских авторов, таких как: А. Барто, К. И. Чуковский и др, а так же русских народных сказок. Создать уголок чтения, где можно расположить  книжную полку с детскими иллюстрированными книгами, стол с диваном и стульчиками, а также карандаши, краски, альбомы для рисования по темам произведений, создать театральный уголок, где расположить кукольные, настольные, пальчиковые театры.

Для формирования потребности в чтении так же способствуют :

- ежедневное чтение различных произведений, сказок, стихов, потешек и т. д.

- заучивание стихов и потешек, отрывков из произведений;

- читая детям сказку, рассматривать иллюстрации в книжке, чтобы вызвать устойчивый интерес к книге, закрепить в памяти детей образы персонажей;

- дидактические игры, такие как «Собери сказку», «Назови сказку», «Узнай из какой сказки»;

- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья» и другие.

- книжки – самоделки, можно предложить детям сделать книжки своими руками, что позволит детям развивать внимание, память, воображение, а в дальнейшем и бережное отношение к книгам;

- игры-драматизации, где дети становятся артистами, учатся создавать образы персонажей сказок, а иллюстрации по сказкам в книгах можно использовать для создания костюмов, масок и атрибутов для инсценировок и ещё раз убедить детей, что книга добрый советчик и подсказчик;

- проведение лепки, рисования, аппликаций на темы: «Мои любимые сказки», «Любимые герои сказок» и т. д.

Большую помощь в привитии любви к книге оказывают учреждения культуры, где дети получают много новых интересных знаний о книгах. Для детей можно организовать экскурсии:

- в детскую библиотеку, где провести беседы про книги, их пользу для человека и. т. д.

- в музеи возникновения книг, где детям предложить совершить путешествие в прошлое и рассказать о истории возникновения книги, познакомить с книгами разных лет, экспонатами письменности прошедших веков, посмотреть портреты известных писателей и т. д

- в типографию, где показать детям как печатают книги, как создаются иллюстрации и т. д.

- в театры на просмотр спектаклей по известным детям произведениям.

Если возможности организовать экскурсии нет, то можно провести их в игровой форме прямо в группе.

Большое значение для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг играет семья. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.

Поэтому необходима тесная связь с родителями, их желание не упустить сензитивный период в развитии детей — научить детей пользоваться книгой, любить и беречь ее. Для привлечения родителей к этой теме можно провести консультации по темам: «Как организовать детскую библиотеку дома», «Какие книжки читать детям определенного возраста», «Зачем и как читать детям книги?» и др. Провести беседы, семинары где обсудить и поделиться опытом о том, как и какие книги читают детям дома.

Все это необходимо для здорового развития детей. Ведь ежедневное чтение детям :

Формирует у детей интерес и потребность в чтении книг;

Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка;

1. Развивает речь, память и воображение;

2. Учит думать, улучшает концентрацию;

3. Вызывает любопытство и помогает ребенку понять себя и других.

4. Укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;

5. Расширяет общие знания;

6. Облегчает обучение, помогает добиться успеха в школе;

7. Учит моральным ценностям, помогает в воспитании;

8. Предотвращает зависимость от телевидения и компьютеров;

9. Защищает от опасности массовой культуры;

10. Формирует привычку читать и учиться на всю жизнь;

11. Чтение также отвечает за создание особого вида эмоциональной связи между взрослыми и детьми.

Таким образом, для формирования у детей интереса и потребности в чтении книг, а так же здорового развития нам необходимо вернуться к старым добрым способам проведения свободного времени с детьми в совместном чтении книг.

Читайте детям каждый день, и в жизни ждет их лишь успех!

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Рекомендации для педагогов «Адаптационные мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста» Известно, что приход в детский сад, или переход из ясельной группы является для ребенка стрессовой ситуацией. В этот период нам, педагогам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов на тему «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 21:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД