Елена Шишкова
Рекомендации для родителей «Игры и упражнения по развитию психических процессов у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Публикация «Рекомендации для родителей „Игры и упражнения по развитию психических процессов у детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)
Игры — головоломки, загадки.
«Найди отличия» (2 картинки с отличиями)
«Найди два одинаковых предмета».
«Будь внимателен» (выполнение гимнасти-ческих упражнений по словесной команде).
«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
«Где что было» (ребенок запоминает пред-меты, лежащие на столе; ребенок отворачи-вается, взрослый передвигает предметы; ре-бенок указывает, что изменилось).
«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть «о».
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
«Разложи картинки» (учить учитывать после-довательность событий).
«Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).(Например МА (ма, Ша (рик)
«Найди лишний предмет» (например: помидор, огурец, кукла,
«Найди в ряду лишнюю фигуру»
(учить классифицировать предметы по признакам и назначению). Например (кровать, стул, шкаф – это мебель; машинка, пирамидка, кубики, кукла – игрушки)
«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначе-ния; ребенок должен придумать, как можно ис-пользовать данный предмет).
«Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).
«Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструк-торы.
Загадки.
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти:
«Запомни предметы» (учить ребенка запоми-нать и воспроизводить информацию).
«Детектив» (развитие произвольного запоми-нания; ребенок в течение 15 минут рассматри-вает 10 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).
«Пирамида» (развитие краткосрочной меха-нической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т. д.).
«Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
«Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен на-рисовать точно такой же предмет).
«Я положил в мешок» (взрослый на глазах ре-бенка кладет в мешок разные предметы; ребе-нок должен вспомнить, что лежит в мешке).
«Короткий рассказ» (взрослый читает корот-кий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
«Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запом-нить эти фигуры и назвать).
«Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти и выкладывает такую
Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:
––разминать пальцами пластилин;
––сжимать и разжимать кулачки,
––двумя пальцами руки (указательным и сред-ним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
––барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
––махать в воздухе только пальцами;
––кистями рук делать «фонарики»;
––хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
––собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
––нанизывать крупные пуговицы, бусины, ша-рики на нитку;
––застегивать пуговицы, крючки, молнии, кноп-ки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Формировать графический навык, для этого можно:
––рисовать по точкам;
––рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);
––штриховать разными способами;
––обводить контуры фигур.