Алла Терехова
Рекомендации для родителей «Дети с нарушениями в развитии и их сенсорное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Публикация «Рекомендации для родителей „Дети с нарушениями в развитии и их сенсорное воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
У детей с нарушениями в развитии, поступающих в коррекционный детский сад, в основном, отсутствуют представления о цвете, форме и величине предметов, дети плохо ощущают и воспринимают предметы и явления окружающего мира, слабо ориентируются в пространственных и временных понятиях.
Первый шаг по оказанию помощи – это сенсомоторное развитие ребенка.
Для детей с нарушениями в развитии недостаточно выпускают дидактических игр и упражнений, поэтому можно использовать дидактические игры, упражнения, пособия по сенсорному воспитанию для детей более раннего возраста, а также разнообразные башенки, матрешки, пирамидки, вкладки. Можно сделать дидактические игры, упражнения, пособия и своими руками.
Вначале в работе с детьми по формированию представлений о цвете используются сигнальные карточки: «желтый цвет- как солнышко, зеленый- как травка, красный- как губки, синий- как тучка»
Используются дидактические игры и упражнения на соотнесение основных цветов: «Подбери ручки к чашкам», «Воздушные шары», «Подбери пару»,
«Разноцветные гномы», «Подбери крышки» и др.
Можно использовать тетрадь по сенсорному развитию : Т. В. Лисовская, В. Л. Тучковская «Цвет».
Для развития представлений о величине используются дидактические игры и упражнения: «Тарелочки», «Разложи снежинки», «Большой, средний, маленький», «Три медведя», «Загони машины в гараж» и др. Вначале дети различают понятия : «большой- маленький», затем- понятие: «поменьше (средний)». Так же используются разнообразные башенки, пирамидки, матрешки.
Для развития представлений о геометрических фигурах используются дидактические игры и упражнения: «Подбери по контуру», «Геометрическое лото», «Закрой окна в домиках», «Фигуры», Вкладки», «Накормим мишек» и др.
На 2-м году обучения многие дети различают основные цвета, геометрические фигуры,величину предметов, поэтому дидактические игры усложняются. Дети учатся дифференцировать предметы не только по 1 признаку ( например: по цвету, но и по 2-м признакам: например: по цвету и форме. Используются дидактические игры: «Цвет и форма», «Подбери кружок», «Цветовое и геометрическое лото» и др.
Большую помощь в работе с детьми с нарушениями в развитии помогает многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный коврик», который способствует:
- запоминанию геометрических фигур,
- закреплению основных цветов и некоторых оттенков,
- ориентировке на плоскости
Опыт работы по данному направлению показал, что при систематическом, регулярном использовании дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию возможна положительная динамика в формировании сенсорных эталонов у детей с нарушениями интеллекта.