Юлия Федорова
Рекомендации для родителей по организации досуга детей с ТМНР в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей
по организации досуга детей с ТМНР в домашних условиях.
Уважаемые родители!
Ниже приведены примеры занятий с детьми дома, которые будут способствовать прекрасному времени для расширения познавательного репертуара, освоения новых сенсорных эталонов и реализации творческих идей.
Предлагаю Вам некий «рецепт дня», который, безусловно будет разным и уникальным в каждой семье. Это, прежде всего, зависит от возможностей и уровня развития ребёнка.
Публикация «Рекомендации для родителей по организации досуга детей с ТМНР в домашних условиях» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Совет № 1. Рекомендация- придерживаться режима дня. Не стоит во время нахождения дома слишком отступать от привычного режима дня ребёнка, который сложился в период посещения детского сада.
Будет здорово, если режим дня будет представлен в виде картинок или наглядных предметов. Замечательно, если планирование дня Вы будете проводить вместе с ребёнком, комментировать каждый этап сегодняшнего расписания, позволять ребёнку самому выбирать любимые занятия.
Совет № 2. Начинаем день с утренней гимнастики! Если двигательные возможности ребёнка ограничены, можно сделать совместную пассивную гимнастику и массаж.
Гимнастика будет занимательной, если выполнять её с эмоциональным проговариваем стихов, потешек, прибауток. Игры с элементами массажа и пассивной гимнастики для всего тела ребёнка очень важны, ведь чем больше мы к ребенку прикасаемся, тем больше позволяем ему ощущать себя. Здесь же можно провести пальчиковую гимнастику или массаж кистей рук.
Совет № 3. Формируем навыки гигиены. Следующим этапом в режиме дня является гигиена. У вас есть возможность спокойно, планомерно и без спешки формировать и закреплять у ребёнка навыки самообслуживания.
Очень важно в этот период научить ребёнка регулярно и качественно мыть руки мылом, чистить зубы и умываться.
Разбейте гигиенические процедуры на четкий алгоритм действий и придерживайтесь ему. Желательно все процедуры проводить перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и активнее включался. Также перед зеркалом можно вместе покривляться и построить рожицы.
Совет № 4. Ребёнок - помощник в хозяйственно-бытовых делах. Наибольшее внимание следует уделить формированию и закреплению в домашних условиях социально-бытовых действий. Пусть на этот период ребёнок станет Вашим первым помощником по дому!
Чтобы облегчить процесс усвоения ребёнком действий при выполнении бытового дела, разбивайте комплексные умения на отдельные шаги, маленькие операции. Ставьте перед ребёнком конкретную задачу, она может быть совсем простой, например, что-то подержать, но у ребенка в этот момент будут формироваться представления о своей важной роли и включенности в домашней среде.
Совет № 5. Любое дело с пользой и радостью! Для детей можно организовать развивающие игры с использованием подручных средств: крупы, пуговиц, пластиковых баночек, солёного теста. Здесь можно придумать массу игр по пересыпанию, сортировке, поиску в крупе маленьких игрушек или предметов по описанию, выкладыванию последовательностей, составлению узоров, игра «Дай такой же», игры с прищепками и другие. Конечно, нужно использовать доступные виды деятельности для ребёнка, помогать ему в случае затруднений, выполняя действия способом рука-в-руке.
Полезными будут игры на соблюдение очерёдности хода, выполнении действий по очереди. Очень важно учить ребёнка доводить начатое дело до конца: раскрасить картинку полностью, убрать игрушки в коробку после игры.
Более старшим детям полезным занятием в первой половине дня могут стать хозяйственно-бытовые дела. Если ребёнок уже умеет выполнять простые действия, можно перейти к формированию более сложных умений по хозяйству, например, мытьё посуды, вытирание со стола, уход за комнатными растениями (полив) и т. п.
Совет № 6. Активность и движение. При возможности чаще выходите на улицу погулять, но, если нельзя и есть рекомендации ограничить контакты, то как быть? Альтернативой прогулки могут стать активности и подвижные игры в домашних условиях. Конечно, проводить их следует в хорошо проветренной комнате.
Ребенок, который может сохранять равновесие и передвигаться, ни в коем случае не должен все время играть сидя. Для игр можно использовать материалы, которые, наверняка, найдутся в каждом доме. Запускать бумажные самолётики, метать в цель (таз, например) комочки, сжатые из газеты. Будет здорово, если эти комочки ребёнок сделает сам с вашей помощью. Можно перешагивать или перепрыгивать через верёвочку, растянутую на полу, проползать лабиринты из диванных подушек. Чтобы переключить и взбодрить ребёнка можно даже просто потанцевать вместе с ним.
Совет № 7. Отдых и дневной сон. После обеда ребёнку, да и маме, нужен отдых и дневной сон. Если ребёнок уже взрослый, во время отдыха он может полистать книжку, разглядывая изображения, послушать расслабляющую музыку, посмотреть мультфильм.
Совет № 8. Совместная деятельность. Главное спланировать день так, чтобы ребёнок был в нём максимально занят и в совместной деятельности с родителями осваивал новые действия, необходимые для социальной жизни. Вечернее время лучше посвятить спокойным играм, отдыху и гигиеническим процедурам.
Пожалуйста, поощряйте любую инициативу своих детей, хвалите не только за проявление самостоятельности и за качественный результат, но и за попытку действия! Это очень важно!
Игры и упражнения для развития общей моторики
Начинаем день с утренней гимнастики:
Упражнения с использованием фитбола.
1. Взрослый садится на пол и зажимает фитбол между ног. Ребенка необходимо посадить или поставить на мяч. Выполняются пружинистые присаживания или прыжки. Детям очень нравится такое упражнение, поэтому можно его выполнять в течение 5 минут с перерывами по 10-15 секунд. Ежедневная гимнастика с прыжками на мяче отлично тренирует вестибулярный аппарат. Корпус ребенка должен быть немного наклоненным вперед, сидя, можно опереться руками перед собой.
2. Ребенка сажают на фитбол. Взрослый одной рукой придерживает ребенка за талию, а второй – за вытянутые руки. Задача ребенка – удержать равновесие. Упражнение выполняется 25-30 сек. Через некоторое время его можно усложнить: держать ребенка только за руки.
3. Ребенок животом на фитболе, руки обхватывают мяч. Взрослый поднимает ноги малыша на уровне его тела и раскачивает мяч вперед-назад. Достаточно 10-15 движений. Тоже самое с круговыми движениями.
4. Ребенок спиной на фитболе, взрослый держит за руки ребенка. Раскачиваем мяч вперед-назад. Достаточно 10-15 движений. Тоже самое с круговыми движениями.
5. Ребенок лежит на спине, ноги слегка придерживайте руками. Взрослый тянет за руки ребенка из положения лежа в положение сидя. При этом рекомендуется говорить «встаем» и «садимся». Упражнение полезно для детей, которые еще не сидят самостоятельно. Выполняется 5-6 подходов.
Также можно сделать совместную пассивную гимнастику и массаж.
Игры с элементами массажа и пассивной гимнастики для всего тела ребенка очень важны, ведь чем больше мы к ребенку прикасаемся, тем больше позволяем ему ощущать себя. Массаж можно сопровождать эмоциональным проговариванием детских потешек, прибауток, стихов или включать песни, например, Екатерины Железновой («Давай вставай», «Массаж», «Пальчики на ногах» и др., совмещая таким образом физическое и музыкальное развитие ребенка.
МАССАЖ
С помощью массажа можно расслабить ребёнка и простимулировать ослабленные группы мышц. Противопоказаниями являются повышенная температура, высыпания на коже, обострение хронического заболевания, негативное настроение ребенка.
В массаже используются следующие движения: поглаживание, пощипывание, вибрация, катание, потряхивание и растирание. Не бойтесь прикасаться к ребёнку, движения должны быть уверенными, но мягкими.
Массаж нужно делать ежедневно, через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Одного сеанса в день вполне достаточно. Продолжительность массажа может быть от 5 до 20 минут.
Поглаживание.
Поглаживание подготавливает кожу ребёнка к массажу, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы и успокаивает. Поглаживание производится ладонью, плавными движениями по направлению лимфотока к ближайшим лимфоузлам.
Растирание.
Растирание снижает повышенный тонус, улучшает кровообращение и питание мышц, успокаивает нервную систему, а также разогревает мышцы и сухожилия. Растирание производят по часовой стрелке, тремя пальцами или всей ладонью, движения должны быть более интенсивными, чем при поглаживании.
Разминание.
Разминания похоже на растирание, но его воздействие более глубокое. Прием осуществляется тремя пальцами руки (средним, безымянным и указательным) круговыми и поступательными движениями.
Вибрации.
Вибрации обладают легким тонизирующим действием, обладают обезболивающим и спазмолитическим действием, улучшают обмен веществ в организме малыша. Выполняется пальцами или ладонью, движения должны быть достаточно интенсивными, но ни в коем случае не травмирующими.
ПАССИВНЫЙ МАССАЖ (массирующие движения выполняются взрослым)
1. Солнышко
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.
2. Сорока белобока
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.
Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
3. Метели
Зигзагообразное поглаживание.
Свистели метели, летели снега
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.
4. Улитка
Щипцеобразное разминание края ладони.
Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке. Ползи, не спеши - рога покажи.
5. Паук
Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.
Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.
6. Пила
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони.
Принялась она за дело. Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
ГИМНАСТИКА
Выполняются с физической помощью.
1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо. 4 - 5 раз.
2. Совместно сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз. И так с каждым пальцем.
4. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением и свести обратно, можно использовать горизонтальную поверхность, например стол. 3 - 4 раза.
5. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
ЗВЕРИ
Массаж подушечек пальцев. После пятой строчки происходит смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец)
ЩЕЛЧКИ
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Взрослый поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
МЯЧИК
Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика.
Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю,
(гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку,
(гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку,
(гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко,
(сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка.
(меняем и сжимаем мячик другой рукой)
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Упражнения с природными материалами
Изучаем величины.
Оборудование и материалы: шишки, различные палочки, пеньки, каштаны, желуди и т. п. Прогуливаясь в лесу/парке вместе соберите различные материалы.
Много упражнений с ними можно сделать, например, (большой-маленький; длинный-короткий; один-много). Также можно сортировать по разным емкостям. И просто, запустив руки в контейнер, наслаждаться сенсорными ощущениями.
Игры с растениями.
Оборудование и материалы: трава, цветы, мох, ростки и т. п. Видя растения, изучайте их вместе с ребенком, трогайте, рвите, нюхайте. Проговаривайте цвета, названия и ощущения.
Игры с водой.
«Лужа»
Оборудование и материалы: Для этого занятия потребуется губка, два тазика, один с водой, другой пустой.
Взрослый предлагает ребенку опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу. Подберите стихотворения про лужу, можно читать его в процессе деятельности;
Лужи, лужи на дорожке!
Обувай скорей сапожки.
Побежим с тобой по лужам.
Мне товарищ очень нужен.
Ведь по лужам под дождем
Лучше бегать нам вдвоем.
«Дождик».
Оборудование и материалы: емкость для воды, лейки.
Покажите, как капли падают на воду, как в пустом тазу постепенно образуется большая лужа. Расскажите детям стихотворение про дождик, спойте песенку.
«Поплывет или утонет?»
Оборудование и материалы: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики,
пуговицы, и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, цветочки, травинки, емкость с водой.
Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Кидайте по очереди предметы в воду и наблюдайте за ними.
Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в
одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.
Пересыпаем песок
Оборудование и материалы: песок, совочки, различные емкости. Ребенка можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко. Взрослый сыплет ребенку сухой песок на ручки, на ножки. Можно взять горсть песка с солнечного места – он теплый – и горсть с тенистого – он прохладный. Контрастные ощущения позволяют почувствовать разницу температур, развивают тактильные ощущения. При этом желательно проговаривать все свои действия.
Упражнения с крупой
Прячем ручки
Оборудование и материалы: миска, крупа (гречка, рис или пшено)
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
Пересыпаем крупу
Оборудование и материалы: разные крупы (рис, горох, манка, миска, стакан.
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимание, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Дождик
Оборудование и материалы: крупа, 2 тарелки.
Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для нее лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.
Выкладывание фигурок
Оборудование и материалы:
фасоль, пинцет.
Из фасоли, например, можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домики и т. д. Дайте ребенку пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Эта игра развивает усидчивость, и, естественно, моторику.
Найди в крупе
Оборудование и материалы: крупа, мелкие предметы, например, фигурки животных из киндер-сюрприза.
У этой игры есть несколько вариаций. Можно просто спрятать предметы в крупе и попросить ребенка их найти. Если Вы изучаете какую-то тему с ребенком, можно усложнить задание. Например, если вы закрепляете названия домашних животных, то в крупе можно прятать маленькие фигурки собаки, коровы, лошади и др. Попросите ребенка найти животное и назвать его.
Упражнения с пуговицами
Пуговичное ожерелье
Оборудование и материалы: нитка или веревка, пуговицы разной формы,
размера и цвета.
Возьмите толстую прочную нитку (лучше веревку). Наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету. Крепко завяжите нитку. Ожерелье готово. Ребенок может играть с бусами, перебирая пуговицы разных размером и рассматривать цвета и формы.
Разноцветные пуговки
Оборудование и материалы: пуговицы разной формы, цвета и размера.
Взрослый предлагает ребенку:
- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д. ;
- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки);
- рассортировать пуговицы по размеру на 2 баночки: большие – маленькие;
- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка; - взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.
Дорожка
Оборудование и материалы: пуговицы четырех основных цветов, маленькие и большие пуговицы.
- выкладывать красную, зеленую дорожку;
- чередовать пуговицы четырех основных цветов;
- строить дорожку из маленьких или больших пуговиц;
- сохранять определенную закономерность:
синяя – белая, синяя - белая и т. д.
Упражнения с соленым тестом
Отщипываем и приклеиваем
Оборудование и материалы:
кусок соленого теста.
Очень полезно научиться отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска. Покажите, как вы это делаете, после повторяйте с ребенком. Уже позже эти маленькие кусочки можно учиться приклеивать на лист бумаги. Можно обыграть процесс - взять цветной картон и приклеивать на него "мух", "звезды", "снег", "корм птицам" - все, что подскажет вам фантазия.
Также с куском теста можно делать много других упражнений, например, поочередно пальчиками проделывать ямки в нем, катать на столе, между ладонями и т. п.
Уважаемые родители!
Надеюсь, рекомендации вам пригодятся.
Желаю вам успехов и хорошего настроения!