Ирина Радеева
Рекомендации для родителей по включению сенсорных игр с целью стимулирования коммуникативной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по включению сенсорных игр с целью стимулирования коммуникативной активности
Ранний возраст – важный период в развитии речи детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи, способности подражать взрослой речи, формируется собственная активная речь, что в последующем станет средством общения с окружающими. На сегодняшний день проблема задержки речевого развития у детей стоит очень остро. В связи с этим, специалисты должны оказывать значительное влияние на развитие активности в коммуникации детей раннего возраста.
Публикация «Рекомендации для родителей по включению сенсорных игр с целью стимулирования коммуникативной активности» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Поэтому необходимо развивать способность вслушиваться в речь, подражать услышанным звукосочетаниям и словам, учить отвечать на вопросы не действиями, а ранее усвоенными словами.
Для этого важно разговаривать с малышом, включать его в диалог, создавать ситуации для высказываний. Специалисту необходимо стимулировать ребенка как можно чаще обращаться к окружающими, с использованием уже усвоенных слов.
На стимуляцию коммуникативной активности оказывает благоприятное влияние воздействие на сенсорную сферу ребенка. Поэтому жизнь ребенка надо насыщать различными сенсорными стимулами.
Родителям следует придерживаться следующих рекомендаций, чтобы стимулировать речевое развитие детей:
Как можно больше общайтесь с ребенком. Разговаривать с ним, петь ему, одобрительно реагировать на его попытки имитировать звуки и жесты.
Следует начинать читать ребенку как минимум, с шести месяцев. Важно четко выговаривать слова и показывать ребенку картинки. В том случае, если малыш прерывает чтение какими-то звуками, нужно сделать паузу и выслушать его.
Важно поощрять успехи. Хвалите ребенка, когда правильно произнес слово, которое долго у него не получалось. Или если стал говорить предложениями из трех слов вместо двух. Это очень важно, потому что дети очень рано начинают различать интонации голоса, и отлично понимают, когда их действия вызывают одобрение, а когда нет.
Для стимулирования речевой активности можно поиграть с ребёнком в «непонималки». В тех случаях, когда не говорящий малыш пытается добиться чего-то от родных при помощи жестов или крика, взрослым следует изобразить непонимание, тем самым вынудить ребёнка произнести хоть какие-то речевые звуки или показать жестом. Надо быть готовым к тому, что малыш будет горько плакать, топать ножкой. В этом случае надо успокоить ребёнка, но настоять на своем.
В распорядок дня следует включать игры на развитие общей моторики. В этом случае очень помогут такие игры, как «Мишка косолапый», «Зайка - побегайка», «Лисичка-сестричка»; упражнение «Большие ноги – маленькие ножки».
Важно делать с ребёнком упражнения для развития дыхания. Например, «Подуем на водичку», «Султанчики» (сделать из ёлочного «дождика» метёлочку и дуть на неё, «Листочки полетели!», «Буря в стакане» (через трубочку подуть в стакан с водой).
Не стоит обходить стороной развитие внимания. Для этого можно использовать такие игры, как «Что пропало?», «Делай как я!», «Запретное движение».
Немаловажным является развитие у ребенка внимания к речевым и неречевым звукам. Сначала нужно попробовать различать звучание: музыкальных игрушек, бытовой техники, звуки улицы и т. д. Ребёнок закрывает глаза и отгадывает, что звучит. После этого можно попросить ребенка повторить то, что он услышал. Необходимо также обучать малыша звукоподражанию: «Как кричит курочка (кукушка, собака, кошка?».
Используйте игры по вызыванию простых звуков, звукоподражаний и слов. Организовать это можно на прогулке. Взрослый спрашивает ребё нка: «Как мычит коровка? - Му-у-у-…», «Как капает дождик? - Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? - У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?». По началу ребенок будет давать усечённую форму слов (один слог). В этом случае взрослому необходимо похвалить кроху и повторить слова правильно.
Когда ребёнок немного владеет речью, становится возможным провести игру «Эхо». Она предполагает сопряженное и отраженное проговаривание слов и предложений. Для этой игры берутся либо отдельные слова и предложения, либо строчки из детских стихов А. Барто, С. Маршака. Эти же стихи используются для договаривания отдельных слов в конце строчки стиха: «Уронили мишку… (на пол). Оторвали мишке… (лапу). Всё равно его не брошу, потому что он … (хороший)».
Детям обычно очень нравится наблюдать за муравьями, бабочками и жуками, трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев, рассматривать цветы и травинки. Для обогащения активного и пассивного словаря ребёнка следует наблюдать за живой природой. Это связано с тем, что ребёнок будет непроизвольно что-то «оречевлять», попытаться составить простое предложение. Вернувшись домой, необходимо вместе с ребенком что-то зарисовать, о чём-то составить коротенький рассказ.
Проводите игровые занятия на построение фразы. Для этого можно использовать игры с песком или водой. Они предполагают выполнение следующих инструкций: «Спрячь в песочек (в водичку) формочку»; «Достань из песка (из водички) формочку»; «Похлопай ручкой по песку».
Понадобится песок и для игры «Большой – маленький» (взрослый рисует на песке большие предметы и маленькие) : дом-домик, цветок-цветочек, собака-собачка. Таким образом, в речь ребенка с ЗРР вводятся слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все эти игры очень нравятся детям!
Проводя время с ребёнком, чаще обращайте его внимание к вещам и объектам, которые его окружают. Например, посвятив занятие домашним животным, акцентируйте внимание малыша на поведение кошек и собак во дворе или дома. Не лишним будет поиграть в подражание повадкам животных: «Как кошка ходит?», «Как кошка выпускает коготки?», «Как киса лакает молоко?», «Как собачка дышит, когда ей жарко?».
Много возможностей для работы над речью предоставляют такие темы, как «Овощи» и «Фрукты». Поэтому, находясь на даче, не забудьте рассмотреть и обсудить с малышом все, что увидите или потрогаете. Все эти наблюдения должны непременно сопровождаться комментариями взрослых.