Лучший педагог года

Рекомендации для воспитателей «Методика ознакомления детей со словесным составом предложения»

Юлия Бабак
Рекомендации для воспитателей «Методика ознакомления детей со словесным составом предложения»

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Рекомендации для воспитателей „Методика ознакомления детей со словесным составом предложения“» размещена в разделах

Данные рекомендации составлены для воспитателей ДОО, с целью помочь правильно сформировать представление о содержании и методике ознакомления детей со словесным составом предложения.

Рекомендации составила : воспитатель Бабак Юлия Анатольевна

Пояснительная записка

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов. Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы : рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; разные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного количества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке».

Содержание

В ходе занятия реализуется основной принцип образования - принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.

Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает сколько в нем предложений, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.

Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; составление предложений по «живым сценкам».

Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребенок общается со взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему?», «Зачем?», «Как?», побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения. Е. И. Тихеева предлагала, кроме того, использовать специальные упражнения на распространение и дополнение предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной к школе группе.

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания.

В процессе речевого общения дети обращают внимание, прежде всего, на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.

Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий - картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры.

Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

- четкое произнесение слов с паузой;

- произнесение слов под хлопки;

- последовательное называние слов в предложении;

- в громкой речи, про себя;

- произнесение слов по рядам;

- шепотный анализ предложения;

- составление предложений с заданным словом;

- составление предложений по «живой сценке»;

- перепрыгивание через скакалку;

- отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

Для ознакомления детей со словесным составом предложения можно воспользоваться следующей литературой:

1 .Бородич А. М. Методика развития речи у детей. [Текст]. - М. : Просвещение, 1994. – 384 с.

2 .Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. [Текст]. - Курск: Академия Холдинг, 1996.-178 с.

3 .Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]. - М. : Просвещение, 1991.-472 с.

4 .Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. [Текст]. - Чебоксары, 2000.-137 с.

5 .Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. [Текст]. - М. : Просвещение, 2004.-192 с.

6 .Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. [Текст].- М. : Просвещение, 1997.-327 с.

7 .Лазаренко О. И., Спорышева Е. Б. Конспекты занятий по формированию у детей 5 лет творческого мышления и культуры устной речи. [Текст].- М. : Айрис-Пресс, 2008.-104 с.

8 .Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. [Текст].- М. : Просвещение, 1999.-144 с.

9 .Мелехова Л. В. Речь дошкольника и ее исправления. [Текст].- М. : Просвещение, 1997.

10 .Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. [Текст].- М. : Владос, 2004.-344 с.

11. Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова. Методика развития речи дошкольников. [Текст]. - М. : Просвещение, 2005.-184 с.

12 .Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст]. - М. : Просвещение, 2001.

13 .Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно. [Текст].-Изд. 2-е. - М. : Просвещение, 1993.-192 с.

14 .Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. [Текст]. - М. : Вентана-Граф, 2008.-288 с.

15 .Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. Развитие речи ребенка от года до семи лет. [Текст].- М. : Сфера, 2008.-64 с.

Публикации по теме:

«Методика использования произведений устного народного творчество в детском саду». Консультация для воспитателей Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить,.

Формы и методы работы по ознакомлению с природой детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателей В задачах по ознакомлению детей с природой входит задача, которая предусматривает развитие первых ориентиров в мире природы, в мире растений.

Консультация для родителей «Формирование структуры предложения у детей пяти лет» Цель: Знакомство родителей с формированием структуры предложения у детей пяти лет. Задачи: 1. Познакомить родителей с формированием структуры.

Консультация для воспитателей. «Игры на утренниках и развлечениях. Методика проведения» «ВСЯ НАША ЖИЗНЬ – ИГРА» В жизни человека всегда присутствует игра. Мы, порой, даже не замечаем этого. А жизнь ребёнка проходит в игре. Во.

Консультация для воспитателей «Методика обучения детей в пространстве в младшей группе» Подготовила воспитатель национальной группы: Нурова Ц. В. МКДОУ № 16 "Бадм цецг" Методика обучения детей ориентировке в пространстве Под.

Методические рекомендации для воспитателей по организации детей в малых группах Методические рекомендации для воспитателей по организации детей в малых группах В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают.

Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте. Шестилетние дети понимают не только.

Перспективный план по словесным играм в старшей группе Сентябрь. Словесная игра "Угадай-ка", цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании существительного и прилагательного.

Рекомендации для воспитателей «Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью» Рекомендации для воспитателей «Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью, через физические навыки». Детям совершенно.

Рекомендации для воспитателей по повышению мотивации детей к двигательной деятельности. 1. Проводить просвещение с родителями о роли движения в развитии детей:физическом, эмоциональном, социальном. 2. Постоянно развивать желание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей «Методика ознакомления детей со словесным составом предложения»
Опубликовано: 30 января 2017 в 23:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД