МААМ-картинки

Консультация для родителей «Формирование структуры предложения у детей пяти лет»

Светлана Зяблова
Консультация для родителей «Формирование структуры предложения у детей пяти лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Знакомство родителей с формированием структуры предложения у детей пяти лет.

Задачи:

1. Познакомить родителей с формированием структуры предложения у детей, предложенной А. Г. Арушановой.

2. Дать рекомендации родителям по организации совместного рассказывания, сочинительства.

Формирование структуры предложения в речи ребенка — спонтанный процесс. Никто не учит малыша, осваивающего родной язык, по моделям предложения. Уже в раннем детстве в процессе общения с матерью, во время опосредствованной словом предметной, игровой деятельности формируются основные структурные схемы предложения.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование структуры предложения у детей пяти лет“» размещена в разделах

Условия, влияющие на освоение дошкольником структуры предложения, создаются в особых коммуникативных ситуациях: в ситуации игры-драматизации, в ситуации «письменной речи» и в ситуации устного рассказа, который разворачивается как совместно распределенная деятельность.

В ситуации игры-драматизации происходит как бы наглядное моделирование художественного текста через сцены (эпизоды) игры, происходит соотнесение слова и движения, действия, слова и мимики, жеста, взгляда. Происходит многократное восприятие текста. И все это создает благоприятные условия для заимствования форм и конструкций речи, понимания их и активизации. Аналогичное воздействие на речь имеют народные игры «Репка», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др., а также вечера загадок.

В средней группе хорошо инсценировать народные сказки «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторские сказки и рассказы «Поезд» Я. Тайца, «Кто сказал мяу?», «Под грибом» В. Сутеева, «Про глупого мышонка» С. Маршака и др.

Но следует заметить, что для переноса речевых умений, получаемых детьми в игре, в монологическую связную речь часто требуются определенные условия. Таким главным условием является включение в педагогический процесс ситуаций устного рассказа, в которых перед ребенком ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, при этом взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связки, а нередко и начало каждого предложения.

Другой ситуацией, благоприятной для формирования синтаксической структуры детских высказываний, является так называемая ситуация «письменной речи», в которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Письменная речь — речь контекстная.

При письме замедляется темп речи. Все это создает условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказывания. Это можно делать, составляя альбом детского творчества, а затем прочитать сочинение детям.

Чтобы у детей удерживался интерес, на начальных этапах взрослый сочиняет истории вместе с детьми, подсказывая начало фразы, развитие сюжета, новый персонаж; поначалу незаметно для детей редактирует их сочинения в процессе самодиктовки и записи, в дальнейшем дети сочиняют и редактируют истории сами, взрослый их только записывает. При такой методике составления рассказов совершенствуется связная речь детей и особенно синтаксическая структура предложений, активизируется ис-пользование простых предложений, имеющих разнообразное строение (построенных по разным структурным схемам, а также употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Руководство детским рассказыванием в непосредственном общении должно быть неформальным.

Приведем пример совместного рассказывания.

— Давай придумаем с тобой историю о тех, кто живет в этом домике.

Показывается картинка с изображением сказочного домика.

— Как ты думаешь, кто в нем живет?

— Лягушка, что ли? (Увидел лягушку-путешественницу на обложке альбома для рассказов.)

— Ну, давай придумаем историю про лягушку. Жила-была в домике лягушка и. кто еще?

— Муравей.

— Как-то раз муравей и лягушка пошли.

Интонацией незавершенности взрослый приглашает ребенка к сотворчеству — продолжить и завершить высказывание.

— Искать пользу.

— Какая же польза у них? (Искреннее удивление.)

— У лягушки польза — вода, а у муравья — мед.

— Нашли они свою пользу?

— Нашли.

— И что же получилось?

— Чай с медом.

— Ну что ж, давай запишем эту историю в альбом. Замечательная сказка получилась. Ты ее продиктуй мне, а я запишу: «Жили-были.»

Так в совместном творчестве рождается сочинение. Это происходит не сразу. Нельзя все называть ребенку. Пусть он сам ищет. Путь от диалога (вопрос 0 ответ) к монологу лежит через совместный монолог: взрослый начинает фразу, а ребенок - завершает, ребенок продолжает - взрослый ждет, ребенок говорит - взрослый молчит, ребенок замолчал - взрослый подсказывает новый сюжетный ход. Через совместную деятельность, сотворчество ребенок приходит к овладению творческой продуктивной речевой деятельности.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада

. —— М. : Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы. Консультация для родителей На втором году жизни ребенок продолжает интенсивно развиваться физически и психологически. К концу года он становится более крепким, подвижным.

Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями речи путём наращивания слогов. Работая логопедом много лет, я заметила, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов» Тема: «Волшебное путешествие в лес». Цель: Формирование слоговой структуры слов. Возраст: подготовительная группа. Задачи: 1) Формирование.

Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору»Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору» Подрастая,ребенок слышит различные потешки,песенки,прибаутки постоянно, например: «Уж я Танечке пирог испеку, Уж я внученьке румяненький.».

Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУСАЛОЧКА». Консультация для родителей: «Формирование правильной.

Консультация для родителей «Формирование словоизменения у детей с ТНР с помощью дидактических игр» Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия.

Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к родной природе» Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных.

Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Связная речь - развёрнутое изложение мыслей,.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование структуры предложения у детей пяти лет»
Опубликовано: 13 августа 2016 в 07:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование структуры предложения у детей пяти лет»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зяблова (УИ 28696) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД