Приложение МААМ

Рекомендации по проведению дидактических игр

Инна Шелбогашева
Рекомендации по проведению дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации по проведению дидактических игр.

Дидактические игры имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности, прививать им положительные черты характера. В связи с этим рекомендуется тщательно подходить к организации дидактических игр в дошкольном учреждении.

Как показывают исследования А. К. Бондаренко, организация дидактических игр педагогом должна осуществляться в трё х основных направлениях:

Публикация «Рекомендации по проведению дидактических игр» размещена в разделах

• подготовка к проведению дидактической игры;

проведение дидактической игры;

• анализ дидактической игры.

В ходе подготовки к проведению дидактической игры педагогу необходимо обратить внимание на следующее:

• отбор игры должен проводиться в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ;

• отобранная игра должна соответствовать программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

• необходимо определить наиболее удобное время проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

• правильно выбрать место для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

• заранее определить количество играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

• подготовить необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);

тщательно подготовиться к игре самому педагогу: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

подготовить к игре детей: обогатить их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр должно включать в себя:

• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

• объяснение хода и правил игры, при этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

• показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

• определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Мера непосредственного участия педагога в игре должна определяться возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог должен направлять действия играющих (советом, вопросом, напоминанием). При подведении итогов игры – а это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят, педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог должен спросить у детей, понравилась ли им игра, и пообещать, что в следующий раз они будут играть в новую игру, и она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведённой игры должен быть направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения : какие приёмы оказались более эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и в характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью поможет варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Таким образом, каждому педагогу важно помнить, что дидактическая игра должна проводиться в соответствие с постоянным алгоритмом её организации:

• называние игры с чёткой установкой на игровую задачу;

• последовательное называние и выполнение всей цепочки действий каждого формируемого навыка (могут быть варианты - воспитатель с помощью ребё нка: подать, подержать; ребёнок с помощью воспитателя (в случае затруднения);

• повторение в самостоятельной деятельности с опорой на проведённую игру;

• обязательное уточнение значения навыка, осознание, почему именно так.

В дидактической игре педагогу необходимо соблюдать правильное сочетание наглядности, слова и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т. д.

К наглядности относятся:

1) Предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;

2) Картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;

3) Наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

Для использования наглядности созданы специальные типы дидактических игр : с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий педагогом должен также входить в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний педагог должен направлять внимание детей, упорядочивать, уточнять их представления, расширять опыт. Речь педагога должна способствовать обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, совершенствованию игровых действий.

Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Педагог должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивают умственные способности дошкольника.

Педагогу нельзя забывать, что в дидактической игре ребё нок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявлять сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Публикации по теме:

«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта "Театр и музыка" сегодня предлагаю вам один из возможных.

Консультация для педагогов «Рекомендации к подготовке и проведению детского Рождественского праздника»Консультация для педагогов «Рекомендации к подготовке и проведению детского Рождественского праздника» Эта публикация может пригодиться воспитателям и музыкальным руководителям в подготовке и проведении Рождественского праздника для детей.

Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению детских Святочных Колядок»Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению детских Святочных Колядок» В последней публикации я предложила коллегам сайта рекомендации по организации и проведению детского Рождественского праздника. В этой.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай»Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Сегодня предлагаю вам материал по аппликации.

Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт»Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.

Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группеМетодические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе День наблюдения за улицей на МААМ Все мы учим детей.

Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышамиРекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Детство – это период, когда в ребенке закладываются.

Рекомендации к проведению занятия по рисованию «Украшение свитера и платья»Рекомендации к проведению занятия по рисованию «Украшение свитера и платья» Обучая дошкольников живописи, педагог детского сада уделяет особое внимание декоративному рисованию. С особым интересом ребята всегда расписывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по проведению дидактических игр
Опубликовано: 24 августа 2021 в 10:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по проведению дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Инна Шелбогашева (УИ 157763) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД