Алина Простова
Рекомендации по слушанию музыки для детей 5–7 лет. Часть 2.
▼ Скачать + Заказать документы
«Песня, танец, марш»
Во время прослушивания с детьми музыки из этого блока, дать детям представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш, их характерных особенностях – является одной из главных задач.
Песня напевная, плавная, протяжная, звонкая. Жанры народных песен (хороводная, плясовая, детский фольклор). Подвести к сравнению песен разных по характеру.
Публикация «Рекомендации по слушанию музыки для детей 5–7 лет, Часть 2,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Танец отрывистый, легкий, грациозный, подвижный, плавный, неторопливый. Побуждать детей сравнивать разные танцы, отмечая характерные особенности каждого (русская плясовая, хоровод, менуэт, гавот, полька, вальс и др, различая в них оттенски настроений.
Марш четкий, размеренный. Побуждать детей сравнивать разные по характеру марши (торжественный, бодрый, шутливый).
Примерный музыкальный материал:
«Во поле березка стояла. Обр. Н. Римского-Корсакова, Во поле березка стояла. Обр. А. Гурилева. ; Голова ль ты моя, головушка. Обр. Н Римского-Корсакова; П. Чайковский. Русская песня (обр. р. н. п. «Голова ль ты моя, головушка») («Детский альбом»).
Народные колыбельные, колыбельные русских и зарубежных композиторов: «Однозвучно гремит колокольчик» сл. И. Макарова; Дубинушка (р. н. п.); «Вдоль по Питерской (р. н. п.); А. Алябьев, сл. П. Беранже. Нищая; Я. Пригожий, сл. М. Языкова. Ночь светла; Дремлют плакучие ивы (р. н. п.); Эй, ухнем (р. н. п.); В. Абаза, сл. И. Турненева. Утро туманное; С. Разманинов, сл. Ф. Тютчева. Вешние воды; П. Чайковский. Романс фа минор; Ф. Шуберт. Мельник и ручей; Э. Григ Песня Солвейг; Л. Бетховен. Симфония № 9 Финал; И. Гайдн Серенада; Ф Шуберт Серенада; Э. Григ Ноктюрн; Ф. Шопен Ноктюрн № 8 ре бемоль мажор; А. Бородин Ноктюрн; Т. Альбинони Адажио; Ф. Шуберт Соната ля мажор, 1 часть фрагменты; Р. Шуман Грезы («Детские сцены»); А. Рубинштейн «Мелодия»; Д. Кабалевский Песенка, Боевая песенка соч. 89; Р. Шуман Песня итальянских моряков («Альбом для юношества»); С. Майкапар. Песня моряков («Бирюльки»); Ф. Шуберт Серенада; С. Прокофьев Марш («Детская музыка»)»; Л. Дунаев. Парафраз на тему марша «Тоскапо Родине»; П. Чайковский Марш (балет «Щелкунчик», Марш (опера «Пиковая дама»); Г. Свиридов Военный марш; П. Чайковский Похоронный марш, соч. 40; Ф. Мендельсон Свадебный марш; Г. Берлиоз Венгерский марш №3; Д. Верди Марш (опера «Аида»); И. Штраус Марш; Л. Бетховен Симфония № 7, 2 часть; С,Прокофьев Монтекки и Капулетти; Д. Кабалевский Вальс ре минор; П. Чайковский Вальс фа минор; Ф. Шопен Вальс № 6, 7, 19; С. Прокофьев Вальс (балет «Золушка», Вальс (опера «Война и мир»); Г. Свиридов Вальс (музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»); И. Штраус Вальс «На прекрасном голубом Дунае», Королевский вальс.
С. Майкапар Гавот; И. Бах Гавот (сюита №3 для камерного оркестра); С. Прокофьев Гавот (балет «Золушка»); Д. Кабалевский Старинный танец соч. 27; Г. Свиридов Старинный танец («Альбом пьес для детей»); С. Майкапар Менуэт («Бирюльки»); И. Бах Менуэт ре минор; В. Моцарт Менуэт ре мажор; И. Бах Полонез (сюита №2 для камерного оркестра); Ф. Шопен Полонез ля мажор, фа диез мнор; Ф,Шопен Мазурка фа минор, до мажор, до диез минор; П. Чайковский Две мазурки, соч. 40; Д. Шостакович Танцы кукол: Вальс, Лирический вальс, Вальс-шутка, Гавот, Полька, Романс, Танец; И. Брамс Венгерский танец; А. Дворжак Славянский танец» ; П. Чайковский Расская пляска; М. Глинка Арагонская хота; М. Ровель Болеро; А. Хачатурян Танец с саблями, В. Моцарт Маленькая ночная серенада, 4-я часть фрагменты.
«Природа и музыка»
Во время прослушивания произведений из этого блока рекомендуется:
- углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; различать звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, плеск ручейка, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусства (живописью, поэзией, музыкой). Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки. Находить черты сходства и различия настроений, образов.
-развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи. Побуждать детей передавать образы природы в рисунках созвучно музыке.
Примерный музыкальный материал:
Г. Свиридов. Дождик («Альбом пьес для детей»); С. Майкапар Облака плывут («Бирюльки»); Э. Григ Утро (сюита Пер Гюнт»); М. Мусоргский Рассвет на Москве –реке (вступление к опере «Хованщина»); С. Прокофьев. Вечер («Детская музыка»); Р. Шуман Вечером, Ночью («Фантастические пьесы»); А. Вивальди Концерт «Осень» («Времена года»); С. Прокофьев Фея осени (балет «Золушка»); П. Чайковский. Осень («Детские песни», Ноябрь («Времена года»); Ц. Кюи Зима; Р. Шуман Зимой («Альбом для юношества»); Г. Свиридов Тройка (музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»); А. Вивальди Концерт «Зима» 1,2 части («Времена года»); П. Чайковский 1 симфония «Зимние грезы», 2-я часть; Г. Свиридов Зима («Альбом пьес для детей»); А. Гречанинов Подснежник» П. Чайковский Подснежник («Времена года»); Р. Шуман Май, милый май! («Альбом для юношества»); С. Прокофьев Фея Весны (балет «Золушка»); А. Вивальди Концерт «Лето» 2,3 части «Времена года»; Л. Бетховен 6-я симфрния, 4 часть – «Гроза»; А. Аренский Незабудка; М. Балакирев. В саду.
Составлено по материалам О. П. Радынова «Музыкальные шедевры» музыкальным руководителем Простовой А. А.