Ольга Ларионова
Доминантное занятие по слушанию музыки в подготовительной группе «Путешествие по морю-океану»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминантное занятие по слушанию музыки «Путешествие по морю - океану»
Цель: Повторение и закрепление пройденного материала по слушанию музыки, развитие эмоционально-образного мышления, воображения и фантазии.
Публикация «Доминантное занятие по слушанию музыки в подготовительной группе „Путешествие по морю-океану“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал и оборудование: Парусник из плотного картона. С каждой стороны от мачты по три паруса, которые можно переворачивать, как листы книги. На обратной стороне каждого паруса – картинка с изображением сюжета музыкального произведения. Аудиозаписи.
Ход занятия:
Под спокойную музыку дети входят в зал.
Музыкальный руководитель :
Здравствуйте, ребята! Как приятно пожелать здоровья друг другу! Сразу же становится радостно и весело!
Валеологическая песенка-распевка:
Доброе утро (повернулись друг к другу)
Улыбнись скорее (развести руки в стороны)
И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)
будет веселее!
Мы погладим свой лоб, (выполняем движения по тексту)
Нос и щечки,
Будем мы красивые, как в саду цветочки! (руки вверх-в стороны)
Ушки мы сейчас потрем (по тексту)
И здоровье сбережем! (в ладоши)
Улыбнемся снова, будем все здоровы!
На наших музыкальных занятиях мы слушали много прекрасной музыки. Вот и сегодня я приглашаю вас на встречу с ней. Музыка, как самая настоящая волшебница, может рассказать обо всем на свете, перенести нас в самые заветные места, наполнить нас радостью и счастьем. Слышите? (Негромко звучит тема моря из 1 части сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада»). Представьте себе бескрайнее море, сначала тихо плещутся волны о берег, набегая одна на другую, но потом волны становятся все мощнее и выше… Они зовут нас в путешествие. Отправимся путешествовать по морю? (Ответ детей)
Муз. руковод. – (всматривается вперед, приложив ладонь ко лбу) Я вижу, что вдали показался большой корабль. Он плывет по направлению к нам. Я даже вижу его название – «Мечта» (прикрепляет к мольберту парусник). Это парусник, потому что плывет по морю с помощью ветра и парусов. Смотрите, ребята, у него необычные паруса: если вы узнаете музыку, которая зазвучит, расскажите о характере этой музыки и назовете имя композитора, парус повернется к нам, и мы увидим иллюстрацию к прослушанному произведению. А если подует сильный ветер, картинка с паруса оживет. Ну как, вы не передумали плыть по морю на нашем сказочном паруснике? (Ответ детей) Ну что ж, тогда вперед!
(Слышится шум ветра, который постепенно стихает. Звучит отрывок пьесы «Аквариум» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных», дети называют произведение, автора, описывают характер музыки. Муз. руков. переворачивает парус – дети видят изображение аквариума с рыбками). Девочки с голубыми шарфами исполняют танец-импровизацию.
Муз. руков. – Наше путешествие продолжается. (Слышится шум ветра, который постепенно стихает). Звучит отрывок из пьесы «Клоуны» Д. Б. Кабалевского. Дети называют произведение, описывают характер музыки, называют автора. Муз. руков. переворачивает парус – дети видят изображение клоунов. Снова слышится шум ветра. Он становится громче, выбегают 6 мальчиков в костюмах клоунов с шумовыми музыкальными инструментами (2 Треугольника, 2 Коробочки, 2 Бубна). Пьеса оркеструется. Муз. руков. – Как хорошо плыть по морю, когда оно спокойное: волны тихо накатываются одна на другую, как бы шепчутся друг с другом о чём-то своем, легкий ветерок надувает паруса… Ребята, я предлагаю вам поплавать в этом теплом, ласковом море. Но будьте внимательны: как только музыка перестает звучать, вы замираете и изображаете морских обитателей.
(Звучит тема моря, дети «плавают», проводится игра по типу «Море волнуется…».)
Муз. руков. – А теперь продолжаем наше путешествие. Ветер усиливается, что там впереди? (Всматривается). Я вижу неизвестный остров! Смотрите, среди деревьев мелькают таинственные огоньки! Слышите шаги? (На фоне шума ветра переворачивается парус. Звучит музыка «В пещере горного короля» из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»). Выходят несколько мальчиков в разноцветных колпачках с бумажными фонариками в руках и исполняют танец-импровизацию. Дети называют произведение, описывают характер музыки, называют имя композитора. Муз. руков. переворачивает парус – дети видят изображение гномов.
Муз. руков – Я вижу какой-то сказочный город! (слышится перезвон колоколов). Народ стоит на берегу и машет нам рукой. Причалим к берегу? (Ответ детей). Какой красивый город! Белокаменные дома, золотые купола храмов, сверкающие на солнце, люди улыбаются. В какую же сказку мы попали? (Звучит отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Выходит царь (взрослый, отдает русский поклон.
Царь – Милости просим, гости дорогие, в наш город, на чудеса посмотреть диковинные! (Поочередно звучат три музыкальных отрывка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Белка», «33 богатыря», «Лебедь». Дети называют их, описывают характер музыки, называют имя композитора. Муз. руков. переворачивает парус – дети видят изображения 3 чудес)
Царь – Рад я очень, что о наших чудесах свет наслышан! А имя мое вы тоже знаете?
Дети – Царь Гвидон!
Царь – Да, вижу я – непростые вы гости, с музыкой в душе живете, с умом ладите да со знаниями дружите! Дарю вам за это волшебные голубые ленточки. Они помогут вам вернуться без происшествий домой.
Муз. руков. – Спасибо, добрый царь-государь за слова сердечные, за ленточки волшебные! Приплыли мы издалека, пора и домой возвращаться!
Царь – Ну что ж, попутного вам ветра! Счастливого пути! (уходит)
Звучит тема моря, дети выполняют импровизационные движения под музыку.
Муз. руков. – Ну вот мы и дома! Понравилось вам наше путешествие на этом необычном корабле? (Ответы детей). Ребята, а помогала плыть нам музыка, которую написал тот же композитор, который сочинил оперу «Сказка о царе Салтане». Кто это? (ответы детей). Верно, музыку эту написал Николай Андреевич Римский-Корсаков, наш замечательный русский композитор. Она так и называется «Тема моря». Каким было море в нашем путешествии, какое настроение музыки? (ответы детей). Правильно, наше море спокойное, широкое, безбрежное, могучее. Музыка сопровождала нас на всем пути. Я желаю вам никогда не расставаться с прекрасной музыкой, она – ваш самый лучший друг и попутчик в жизни!
Анализ занятия :
Цель доминантного занятия - развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке в различных видах деятельности.
ЗАДАЧИ:
• Формировать основы музыкальной культуры и развивать музыкальности
• Продолжать развитие эмоционально-эстетической сферы.
• Развивать основные познавательные процессы. : мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия.
• Развивать музыкальное творчество и творческих способностей в игровой, речевой, танцевальной деятельности.
• Валеологической распевкой задать позитивный тон, поднять настроение.
ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ТЕХНОЛОГИИ:
• Информационно-коммуникативная (подбор иллюстративного материала)
• Игровые
• Игровой массаж
• Здоровьесберегающие (валеологическая распевка)
БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
1. Тема моря из 1 части оркестровой сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада»
2. Пьеса «Аквариум» из сюиты для камерного ансамбля К. Сен-Санса «Карнавал животных»
3. Д. Б. Кабалевский, фортепианная пьеса «Клоуны»
4. Э. Григ, «В пещере горного короля» - часть сюиты к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
5. Отрывки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Белка», «33 богатыря», «Лебедь».