Елена Александрова
Рекомендации родителям «Как провести опыты с водой, песком, воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как провести опыты с водой, песком, воздухом.»
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого интереса ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.
В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в непосредственной образовательной деятельности.
А вне детского сада хотелось бы порекомендовать вам :
- читать с ребёнком детские энциклопедии, познавательные книги;
Публикация «Рекомендации родителям „Как провести опыты с водой, песком, воздухом“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
- исследовать различные явления в природе (распускание листьев, цветков, красота капелек дождя на листьях или деревья в инее, прилетают или улетают птицы, на красоту осенних листьев и т. д.).
- водить детей на экскурсии, наблюдать и обсуждать.
- проводить небольшие эксперименты с предметами дома и на улице (смешивание красок для получения другого цвета, таяние льда и снега, выращивание рассады и т. д.)
Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Для проведения экспериментов рекомендую придерживаться соблюдения некоторых условий:
- проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
- нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
- объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
- не оставлять вопрос без внимания;
- радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.
Создание условий для экспериментальной работы дома не требует больших затрат. Для проведения опытов необходимы : увеличительные стекла, мерные стаканы, линейки, магниты, часы, весы, можно использовать разные упаковочные материалы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под йогуртов, мороженного и других молочных продуктов.
Желательно приобрести песочные часы, лупы, комплекты для игр с водой и песком. Опыты с использованием лупы - интересное занятие для ребенка.
Дома можно использовать природные материалы: песок, глину, камни, морские камушки и ракушки, шишки, предназначенные для проведения различных исследований.
Каждому ребенку необходимо предоставить возможность провести опыты самостоятельно.
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Примерные опыты с водой, песком и воздухом
Опыты с водой. Знакомство со свойствами воды.
Вода является соединением двух распространенных химических элементов - водорода и кислорода. Она не имеет формы, вкуса, запаха. Вода бывает в 3-х состояниях: твердое -лед, жидкое - вода, газообразное - пар. В реке вода – жидкая, в составе мороженного в виде льда - твердая, а в небе в виде облаков- газообразная. То есть вода находится сразу в трех агрегатных состояниях.
Опыт №1. Вода не имеет формы, запаха, вкуса, цвета.
Цель: Доказать,что вода не имеет формы, запаха, вкуса, цвета.
Переливаем одну и туже воду в прозрачные сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов, когда выливаем из одного из сосудов воду на поднос,то вода принимает –бесформенную лужу (п. ч. вода не имеет своей формы).
Даем понюхать воду в подготовленных стаканчиках. Вспоминаем запахи лимона, цветов, духов. Все это имеет запах, а вода не имеет запаха.
Пробуем воду на вкус. Какая она на вкус - безвкусная. Добавляем сахар, вода стала -сладкая, добавляем соль- вода стала соленая, добавляем в воду лимон - вода стала кислая. Сравниваем воду в первом стаканчике и делаем вывод – вода чистая не имеет- вкуса.
-Какая вода по цвету?
Подкрашиваем воду во всех стаканчиках (используем крупинки гуаши, тщательно размешивая). Используем белую краску - вода белая.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха.
Опыты с воздухом.
Проводя эти опыты, вы познакомите детей с некоторыми свойствами воздуха его качественными характеристиками.
Опыт №1 “Как поймать воздух?”
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
Опыт с воздухом №2
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).
Опыт с воздухом №3
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Опыт с воздухом №4.
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий) .
Опыт с воздухом №5.
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
Опыт с воздухом №6.
Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
Опыт с воздухом №7.
Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).
Опыт с воздухом № 8.
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Опыты с песком.
Знакомство со свойствами песка.
Песок - рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму, образуется в результате разрушения твердых горных пород. Песок встречается на дне водоемов, на пляже. Песок - это рыхлые песчинки размером 0,10-5мм.
Опыт 1. Песчаный конус.
Цель: Показать, что отдельные песчинки и слои песка передвигаются относительно друг друга.
Оборудование:
1. Сухой песок.
2. Поднос для песка.
Опыт : Берем горсть песка и медленно высыпаем струйкой в одно и то же место. Постепенно образуется конус, растущий в высоту, занимающий все большую площадь у основания.
Если долго сыпать песок, то будут возникать” сплывы ”- движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных песчинок. Скреплены ли они между собой? Нет. Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
Опыт 2. Свойства мокрого песка.
Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается и может принимать форму, которая сохраняется до его высыхания.
Оборудование:
1. Сухой песок.
2. 2 подноса.
3. Формочки и совки для песка.
Опыт :
Насыпим сухой песок небольшими струйками на первый поднос. Песок сыпится очень хорошо. Почему? Потому что,слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Пробуем насыпать мокрый песок на второй поднос.
Не сыпится. Почему? Дети высказывают свои версии. Потому что в сухом песке между песчинками воздух, а в мокром – вода. Вода склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться как в сухом песке.
Пробуем лепить кексики и куличи при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Лепка получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличи и кексики сохраняют форму. Оставим на подносе наши куличи до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим,что куличи рассыпаются при малейшем прикосновении рук. Почему? Вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать,но можно из него лепить. Он принимает любую форму пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода. А в сухом песке между песчинками находится воздух.
Опыт3. Погружение предметов в плотный и рыхлый сухой песок.
Цель: Показать,что в рыхлый песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.
Оборудование :
1. Сухой песок.
2. Сито.
3. Два тазика.
4. Деревянная толкушка.
5. Тяжелый стальной брусок.
6. Маркер.
Опыт : Через сито равномерно насыпим сухой песок в один из тазиков по всей его поверхности его дна толстым слоем. Затем осторожно без надавливания, положим на получившийся рыхлый песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок.
Таким же образом насыплем сухой песок в тазик и плотно утрамбуем его деревянной толкушкой. Осторожно положим на получившийся плотный песок брусок.
Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в рыхлый песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? В рыхлом песке между песчинками много воздуха, брусок его вытесняет и погружается глубоко в песок. А в плотном песке воздуха осталось мало, песчинки уже сжались, и брусок погружается на меньшую глубину, чем в рыхлом песке.
Вывод: В рыхлый песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.
С помощью опытов и экспериментов доказали, что воздух есть везде. У детей развились такие качества, как любознательность, наблюдательность, мыслительная деятельность, умственные способности, речь, научились анализировать.