Рекомендация для логопедов, педагогов, родителей «Использование элементов ритмики в логопедической работе»

Елена Орлова
Рекомендация для логопедов, педагогов, родителей «Использование элементов ритмики в логопедической работе»

Движения в сочетании со словом и музыкой представляются собой целостный воспитательно-коррекционный процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, а ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма.

В работевыделяют несколько звеньев:

1.Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентации, координации движений, чувства темпа и ритма в движении.

1.1 Ритмическийрисунок может выполняться разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.

На индивидуальных занятиях детей учат воспроизводить ритмический рисунок с помощью бубенчиков, барабанов, бубна, свистков.

Ребенку предлагается показать характерные движения какого-либо животного, остальные угадывают, кто это.

1.2 Изобразительная деятельность.

С помощью изобразительной деятельности, имеющий определенный ритм, у детей развивается точность и плавность движений пальцев.Этому способствуют следующие упражнения:

- обведение контуров предметов

- рисование простых предметов по точкам, соединение точек линиями разного направления

- штрихование

- раскрашивание

-рисование узора

Речь логопедавыполняет ряд функций:

- постановка цели, задачи

- оценивание результата

1.3 Художественно – декоративная деятельность.

Ценность художественно – декоративной деятельности в том, что используются различные материалы, которые по - разному сочетаются. Это пробуждает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям, придает им поисковый характер.

Особенностью декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов. Это способствует развитию глазомера, является прекрасным средством тренировки руки, вырабатывает координацию движений, приучает к вдумчивому отношению к работе и аккуратности. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Мелодия помогает переключению движений руки от одного элемента росписи к другому, улучшает слуховое внимание.

Таким образом проводится систематическая коррекционная работа направленная на развитие памяти (слуховой, зрительной, моторной, внимание (слухового, зрительного, произвольного, мышления, психомоторики и др.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений.

2.1 Воспитание орального праксиса.

Для развития орального праксиса необходимо:

- добиваться динамичности, экономичности и скорости выполнения движений туловища, рук, ног, головы

- развивать моторную и сенсомоторную координацию, доводя выполнение движений до автоматизма

- использовать специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба

2.2 Развитие просодики.

Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Они готовят ребенка к правильному использованиюв дальнейшем интонационных средств выразительности: смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания. Для этой цели необходимо организовывать упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации.

2.3 Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания.

Сначала дети выполняют двигательные упражнения без речи. Затем присоединяют голос и контроль за дыханием (используются ритмическая речь, перечисление, счет).

Развитие дыхания строится на речи:

- упражнения на медленное чередование слогов

-быстрые дикционные упражнения

- упражнения на задержку согласных

- тренировка трехфазного дыхания (сидя, стоя, лежа)

- упражнения на протяжное и длительное произнесение гласных звуков

2.4 Развитие фонематического слуха.

Работа начинается с простых слоговых упражнений: отрабатывается произношение поставленных звуков в слогах, развиваются у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в ряду.

Такие упражнения развивают чувство ритма, концентрируют внимание детей на изменении звукового состава слова, подготавливают к самостоятельному выделению ударного слога.

Для автоматизации поставленных звуков в словах и слогах применяются специальные упражнения и игры со стихотворными текстами.

3. Использование фольклорных произведений.

Пословицы, поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки- исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли. Их структура всегда ясна, отчетлива, а лексика ярка и образна.

Для развития внимания к звучащей речи учат совместно произносить слова, договаривать и проговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Для развития мелкой моторики можно использовать игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек.

Используя скороговорки и чистоговорки, закрепляется правильное произношение звуков, отрабатывается дикция, развивается координация движений, чувство ритма.

Публикации по теме:

Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей "Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей" На музыкальных занятиях с детьми необходимо применять.

Проект «Что такое музыка» Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Рекомендация для логопедов, педагогов, родителей «Использование элементов ритмики в логопедической работе»
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 11:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Оформление музыкально зала к женскому Дню Восьмое марта
Детский сад- особое место в нем занимает музыкальный зал. Именно здесь ребята получают море удовольствия, массу позитивных впечатлений. Организация праздника...
Мастер-класс по конструированию с использованием бросового материала «Армейский бинокль»
Цель: развивать конструктивные умения и навыки. Задачи: формировать умение конструировать объемную игрушку из картона; развивать память, фантазию,...
Проект «Разноцветная неделя» в среней группе
ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Танцевали мы и пели, Так устали, просто чудо! Разноцветную неделю Мы устроим вам повсюду. Что же это за...