Елена Орлова
Рекомендация для логопедов, педагогов, родителей «Использование элементов ритмики в логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Движения в сочетании со словом и музыкой представляются собой целостный воспитательно-коррекционный процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, а ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма.
В работе выделяют несколько звеньев:
1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентации, координации движений, чувства темпа и ритма в движении.
Публикация «Рекомендация для логопедов, педагогов, родителей „Использование элементов ритмики в логопедической работе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
1.1 Ритмический рисунок может выполняться разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.
На индивидуальных занятиях детей учат воспроизводить ритмический рисунок с помощью бубенчиков, барабанов, бубна, свистков.
Ребенку предлагается показать характерные движения какого-либо животного, остальные угадывают, кто это.
1.2 Изобразительная деятельность.
С помощью изобразительной деятельности, имеющий определенный ритм, у детей развивается точность и плавность движений пальцев. Этому способствуют следующие упражнения:
- обведение контуров предметов
- рисование простых предметов по точкам, соединение точек линиями разного направления
- штрихование
- раскрашивание
-рисование узора
Речь логопеда выполняет ряд функций:
- постановка цели, задачи
- оценивание результата
1.3 Художественно – декоративная деятельность.
Ценность художественно – декоративной деятельности в том, что используются различные материалы, которые по - разному сочетаются. Это пробуждает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям, придает им поисковый характер.
Особенностью декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов. Это способствует развитию глазомера, является прекрасным средством тренировки руки, вырабатывает координацию движений, приучает к вдумчивому отношению к работе и аккуратности. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Мелодия помогает переключению движений руки от одного элемента росписи к другому, улучшает слуховое внимание.
Таким образом проводится систематическая коррекционная работа направленная на развитие памяти (слуховой, зрительной, моторной, внимание (слухового, зрительного, произвольного, мышления, психомоторики и др.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений.
2.1 Воспитание орального праксиса.
Для развития орального праксиса необходимо:
- добиваться динамичности, экономичности и скорости выполнения движений туловища, рук, ног, головы
- развивать моторную и сенсомоторную координацию, доводя выполнение движений до автоматизма
- использовать специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба
2.2 Развитие просодики.
Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Они готовят ребенка к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности: смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания. Для этой цели необходимо организовывать упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации.
2.3 Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания.
Сначала дети выполняют двигательные упражнения без речи. Затем присоединяют голос и контроль за дыханием (используются ритмическая речь, перечисление, счет).
Развитие дыхания строится на речи:
- упражнения на медленное чередование слогов
-быстрые дикционные упражнения
- упражнения на задержку согласных
- тренировка трехфазного дыхания (сидя, стоя, лежа)
- упражнения на протяжное и длительное произнесение гласных звуков
2.4 Развитие фонематического слуха.
Работа начинается с простых слоговых упражнений : отрабатывается произношение поставленных звуков в слогах, развиваются у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в ряду.
Такие упражнения развивают чувство ритма, концентрируют внимание детей на изменении звукового состава слова, подготавливают к самостоятельному выделению ударного слога.
Для автоматизации поставленных звуков в словах и слогах применяются специальные упражнения и игры со стихотворными текстами.
3. Использование фольклорных произведений.
Пословицы, поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки- исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли. Их структура всегда ясна, отчетлива, а лексика ярка и образна.
Для развития внимания к звучащей речи учат совместно произносить слова, договаривать и проговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Для развития мелкой моторики можно использовать игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек.
Используя скороговорки и чистоговорки, закрепляется правильное произношение звуков, отрабатывается дикция, развивается координация движений, чувство ритма.