Оксана Густерева
Релаксационные упражнения для предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей в настоящее время стоит достаточно остро. Это связано с всё возрастающей нагрузкой на психику ребёнка : конфликты в семьях, большое количество спортивных секций и развивающих занятий, увлечённость гаджетами.
В образовательном учреждении стрессорное воздействие на детей могут оказывать :
- нерациональный режим жизнедеятельности, неподходящий ребёнку;
- дефицит свободы движений;
Публикация «Релаксационные упражнения для предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей» размещена в разделах
- недостаточность пребывания на свежем воздухе;
- неправильная организация сна и отдыха детей;
- нерациональное питание и плохая его организация;
- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы;
- необоснованное ограничение свободы детей;
- интеллектуальные и физические перегрузки;
- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг).
Игры не должны повторяться (может быть изредка, чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагогов их должно быть много.
«Котик»
Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д. Музыкальное сопровождение занятия – музыкальная запись «Волшебные голоса природы».
«Дерево»
Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не боишься».
«Ты - лев»
Закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глазки, твое тело. Лев - это ты!
«Шары»
Дети стоят в кругу. Поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.
«Уходи, злость, уходи!»
Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!» Время выполнения упражнения 3 минуты. Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку.
«Штанга»
Педагог предлагает детям побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрямляются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и расслабляют мышцы.
Упражнение «Лимон»
Педагог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой.
«Снеговик»
Педагог предлагает детям встать в позу нарисованного человека и говорит: Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, на него падал и падал снег, и вскоре нарисованный человек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика. Разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте. Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. Ноги постепенно расслабляются, опускают руки, «подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза.
«Киндер - сюрприз»
Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытяни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к груди, отдай ему свою ласку, доброту.
«Солнечный лучик»
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Педагог говорит: — Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик: коснулся глаз — откройте глаза; коснулся лба — пошевелите бровями; коснулся носа — наморщите нос; коснулся губ — пошевелите губами; коснулся подбородка — подвигайте челюстью; коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи; коснулся рук — потрясите руками; коснулся ног — лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся — вставайте, ребята.
«Черепашки»
Дети садятся на корточки. Педагог говорит: — Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями — втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать — они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!