Приложение МААМ

Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей

Татьяна Михайловна Белевич
Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей

Как известно, в области образования происходят колоссальные изменения. Речь идет об ориентирах на гуманистическую, личностно-ориентированную модель, о более раннем включении ребенка в систематическое обучение. Решить эту задачу можно только в условиях непрерывности образования. Поэтому мы, дошкольные педагоги, в частности, учителя-логопеды детских садов должны учитывать двусторонность процесса обучения.

Публикация «Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей» размещена в разделах

С одной стороны признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой стороны-создавать условия для элементов учебной деятельности. Наша задача-в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности и интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли педагог понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать "созревание" всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности: физической, эмоционально-волевой,интеллектуальной и коммуникативной. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация, а в процессе учебной деятельности должен уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, должен уметь разрешать противоречия. Все это играет главную роль в овладении системой понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе. Тенденция современного дошкольного образования -это переход от ценностей обучения к ценностям развития.

Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя.

Принцип развития определяет исходящую позицию педагога по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы.

Поэтому-главная цель образования на этапе дошкольного детства создавать условия и подготавливать детей к непрерывному самообразованию.

Поработав некоторое время в школе, я поняла, что нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Поэтому, в детском саду я стала много внимания уделять профилактике дисграфии и дислексии, применяя различные методы и приемы. Результативным методом в решении этой проблемы, на мой взгляд является решение детьми ребусов и изографов, разгадывание ими кроссвордов. Конечно, при условии владения детьми звуко-слоговым и буквенным анализом слов. В конце первого, в начале второго года обучения в логопедической группе дети-логопаты уже могут решать простейшие ребусы и разгадывать несложные кроссворды.

Но сначала дети должны овладеть процессом звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Работая с детьми над развитием фонематического восприятия и овладения звуко-слоговой структурой слова, мы часто сталкиваемся с таким положением: пройден первый этап обучения - поставлены звуки, ребенок правильно употребляет их в словах и фразах, справляется с начальными видами работ по звуковому анализу, правильно определяет количество звуков и слогов в отдельном слове.

Но вот наступает период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и употребления приобретенных навыков в самостоятельной речи. В своей повседневной речевой практике дети должны в доли секунды справиться с трудной для них задачей-правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. А именно этих практических навыков, свободного неосознаваемого владения речевыми средствами и не хватает нашим детям.

Необходимость развивать, усовершенствовать речевые навыки ребенка, выработать быстроту действий, мышления, накопить количество, улучшить качество его умений, заставляет нас, логопедов, постоянно искать и расширять практический материал, тренирующий речевой слух, четкость восприятия, слуховое и зрительное внимание.

Свою работу по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза строила поэтапно:

-Выделение в словах первого гласного звука.

-Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

-Определение наличия либо отсутствия в словах определенного звука.

-Определение последнего гласного звука в словах.

-Выделение ударного гласного в словах.

-Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (-АМ-,АХ-,-ОХ- и т. д.)

-Определение первого согласного звука в словах.

-Определение последнего согласного звука в словах.

-Определение гласного звука в середине односложных слов (-мак-, -лук-, кот-, -кит-)

-Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков.

-Анализ таких слов.

-Определение позиции гласного звука в словах (начало,конец).

-Определение количества слогов в словах.

-Определение нескольких гласных звуков в словах.

-Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (-мама-, лапа-,-липа.).

Большинство детей пятилетнего возраста не умеют читать.

Подготавливая детей к школьному обучению, использовала в своей работе звуковые символы. (Звук нельзя увидеть. Его можно только услышать, А увидеть можно букву.)

Вместе с детьми устанавливаем связь между звуком и буквой. Показывая детям изображение буквы, пытаюсь вызвать у них зрительные ассоциации (на что похожа буква).

Для закрепления зрительного образа буквы предлагаю детям игры-упражнения:

-составь букву из: палочек, ниточек, веточек.

-выложи букву из: семечек, крупы, косточек, ракушек, плодов каштана, бобов, горошин и т. д.

-вылепи букву из пластилина,теста,глины.

-составь букву из готовых элементов.

-добавь недостающий элемент.

-обведи букву по трафарету, заштрихуй ее, и т. д.

-нарисуй букву пальчиком на ладони, на спинке друг друга, в воздухе, на листе наждачной бумаги.

-напечатай букву в тетради.

Все эти упражнения способствуют профилактике оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза обусловлена недоразвитием фонематического анализа:

-пропуски гласных.

-пропуски согласных при стечении.

-перестановки букв.

-добавления букв.

-пропуски, добавления, перестановки слогов.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть теми видами звукового анализа, которые им доступны:

1. Узнавание звука на фоне слова.

2. Определение места звука в слове (начало,середина,конец).

3. Выделение звука из начала и конца слова.

Для закрепления материала важно подключать сохранные анализаторы, поэтому используются звуковые схемы, и различные

дидактические игры: («кто в домике живет», «кто поедет в вагончике», «помоги гномику дойти до домика», «зоопарк», «цирк»… и т. д.) Постепенно дети начинают «чувствовать» звуковой состав слова.

Затем вводятся понятия «слова-предметы», «слова-действия», вводятся понятия «предложения», добавляются понятия «слова-признаки», «предлоги», составляются схемы предложения.

А оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций, зрительного анализа и синтеза,пространственных представлений. При этой форме дисграфии наблюдаются следующие нарушения:

А).Искаженное воспроизведение букв на письме.

Б).Замены и смешения графически сходных букв (п-т,л-м,и-ш,в-д, э-с,

В).Зеркальное написание букв, письмо слева-направо.

Если ребенок не умеет сравнивать предметы по величине, по форме, не умеет ориентироваться в пространственном расположении предметов, ему будет сложно усвоить различия в начертании оптически сходных букв.

Важно в дошкольном возрасте научить ребенка :

1).Понимать значение предлогов,обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

(покажи, где попугай в клетке, за клеткой, на клетке и т. д.)

2).Знать левую и правую стороны пространства.

Речевая проба Хеда: ( инструкция: возьмись левой рукой за правое ухо, покажи правой рукой левый глаз и т. д.)

Для устранения этих нарушений используются различные упражнения: графические диктанты, графическое воспроизведение направлений стрелками.

3).Развивать зрительный анализ и синтез –

Для этого использую след. дидактическе игры:

- «найди различия»,

- «что перепутал художник?»,

- «чего не хватает?»

- «составь целое из частей» ,

- «собери букву из элементов»,

- «узнай зачеркнутые буквы»,

- «допиши букву» ,

- «узнай буквы, наложенные друг на друга»,

- «найди правильную букву») и т. д.

Все эти упражнения помогут создать ребенку в своем воображении устойчивые образцы букв. Когда ребенок хорошо научился узнавать буквы в разных положениях, он без труда может разгадывать и читать различные изографы.

Сначала предлагаю детям увидеть в изографе силуэт, очертание самого предмета. Потом находим буквы, которые расположены необычно, по-разному в этом изографе. И, наконец, из этих букв составляем и выкладываем слово.

Не менее сложный вид работы- это разгадывание ребусов.

Навык формируется постепенно, а работа по формированию навыка идет поэтапно-от простых заданий к более сложным.

Игры с буквами:

1.«Какая буква потерялась?» (от однослоговых слов до сложных)

2.«Найди в слове ошибку» (Кит-кот,лужи-лыжи,дочка-бочка)

3.«Какое слово спряталось?»

4.«Чем отличаются слова?»

5.«Какой буквы не стало?»(краска-каска,слон-сон,слова-сова и т. д.)

6.«Поменяй слоги местами и составь слово» (сос-на___на-сос и т. д.)

7.«Поменяй буквы местами» (сон-нос,старик-стирка, сила-лиса)

8.«Кто больше слов найдет?» (читать слова по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали и т. д.)

9.«Найди: «Каркающие слова»- (КАРман,КАРтошка,КАРта)

«Мурлыкающие слова»- (леМУР, МУРзилка,МУРка)

«Квакающие слова»- (аКВАриум,тыКВА,КВАртира,

«Пищащие»- (ПИанино,ПИонеры,каПИтан, ПИрамида)

«Рычащие»- (гоРЫ, коРЫто,ноРЫ, Рыба) и т. д.

Овладев этими навыками, дети постепенно овладевают и навыками разгадывания ребусов и кроссвордов.

Следует напомнить детям лишь некоторые правила для разгадывания ребусов и кроссвордов.

Например, дети узнают, что:

-запятая в ребусе означает отсутствие буквы в слове.

-запятая в начале означает отсутствие первой буквы слова, а в конце_- последней.

-предлог, зашифрованный в ребусе, может стоять,как в начале слова, так в и середине (НАташа, соВа, дУб, ПОле, ПОДвиг и т. д.)

- в кроссворде : в клеточку можно вписывать только одну букву.

К концу года дети подготовительной группы сами пытаются "зашифровать" слова, свои имена и фамилии в ребусы.

Хотелось бы отметить, что для полноценной профилактики дисграфии необходим тесный контакт логопеда с родителями и воспитателями.

Необходимо совместно обсуждать проблемы и программу коррекции.

Важно предъявлять к ребенку единые требования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия Волшебные «Дорожки здоровья» Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть современного дошкольного образования и сегодня широко.

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание - закаляет организм, совершенствует.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование схем — один из методов для развития двигательной активности детей Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы.

Конспект занятия по подготовке грамоте по Е. В. Колесниковой в подготовительной группе «Разгадывание ребусов» Представляю конспект занятия по обучению элементам грамоты у детей 6-7 лет, используя авторскую программу Е. В. Колесниковой. Тема: Разгадывание.

Коучинг-консалтинг для воспитателей «Подвижные игры как средство профилактики нарушения осанки» Инструктор по физической культуре: Брюшинкина Светлана Викторовна Игры – это не только наиболее адекватная деятельность детей, соответствующая.

Игра, как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги! Сегодня у меня дебют – я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер – классе. Прошу строго.

Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки Основа формирования музыкальной культуры детей — это сама музыка как вид искусства. С высказываниями великих людей, нельзя не согласиться.

Творческая мастерская «Сказка как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» Творческая мастерская «Сказка – как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» (воспитатель отделения диагностики.

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением. - Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей
Опубликовано: 2 октября 2016 в 16:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Михайловна Белевич (УИ 819222) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД