Лимова Юлия
Режим дня. Его значение в жизни ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Режим дня. Его значение в жизни ребенка раннего возраста
Часто мы, взрослые люди, даже не задумываемся, как пройдет наш завтрашний день. Мы знаем, что встанем утром в определенное время, позавтракаем, пойдем на работу (в школу, в институт, пообедаем в столовой, по пути домой зайдем в магазин и многое другое. У нас есть определенные привычки, обязанности, ответственность, понимание и анализ происходящих событий, достаточный уровень самоконтроля. Из всего вышеперечисленного складывается режим нашего дня.
Публикация «Режим дня, Его значение в жизни ребенка раннего возраста» размещена в разделах
Часто ли мы задумываемся о том, как спланировать свой день? Уделяем ли должное внимание такой важной стороне нашей жизни? Думаю, не многие взрослые люди могут утвердительно ответить на этот вопрос. Иногда мы забываем или не обращаем должного внимания своему распорядку дня. Тем более сложно в данном вопросе дело обстоит у детей.
В процессе коррекционной работы родители детей раннего возраста часто описывают трудности, с которыми они вынуждены ежедневно сталкиваться. В беседе с психологом мама (папа, другой воспитывающий взрослый) говорят: «мой ребенок меня не слушает на прогулке, не хочет уходить с улицы», «моя дочка не хочет укладываться спать, капризничает, демонстрирует истерику, любым способом требует своего», «ребенок манипулирует мной – я не знаю, что делать!»
Всегда приятно, когда родители готовы к конструктивному диалогу. Итак, когда готов вопрос со стороны родителей, начинается плодотворная коррекционная работа. Психолог совместно с мамой (папой и другими членами семьи) анализирует сложившуюся ситуацию и определяет способы ее решения.
Психолог может задавать следующие вопросы: «когда ваш ребенок капризничает на улице?», «для чего ваш ребенок старается добиться своего любым способом?», «что предшествует истерике вашего ребенка?» и т. д.
Родители дают различные ответы: «малыш капризничает, когда я забираю у него планшет», «ребенок не понимает, для чего требует своего», «ребенок демонстрирует картину истерики, потому что не знает, что будет после прогулки или обеда» и другие варианты.
С одной стороны, можно отметить и нарушения детско-родительского взаимодействия, и гиперопеку со стороны родителей, и манипулирование со стороны малыша. И это будет верно. А с другой стороны – ребенку для качественной жизни необходимы границы, рамки позволенного поведения, режим и распорядок, которые будут «обрамлять» все поведение малыша.
Режим дня ребенка – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, прогулки, игры, питания, соответствующего возрасту.
Соблюдение режима дня является важным условием для формирования здорового образа жизни ребенка, соблюдения его физического и психологического благополучия.
Малыша нужно приучать к режиму с первого года жизни, чтобы детский организм привыкал к определённому времени бодрствования, сна, приёма пищи, игры.
Важным условием правильного режима дня является привычка ребенка выполнять все свои «дела» с учетом времени.
Например, если подъем ребенка в 7.00, завтрак в 7.30, прогулка в 13.00, ночной сон составляет примерно 9 часов – следует придерживаться такого распорядка и сегодня, и завтра, и послезавтра…
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. В этом случае ребенку будет понятен ход событий дня, что способствует ощущению безопасности и успокоению его нервной системы. Такое поведение и станет профилактикой от непредсказуемых истерик ребенка, от эмоционального взрыва в случае непонимания происходящего. Понятный ребенку режим дня, следование правилам и распорядку обеспечат понимание происходящего вокруг. Малышу будет более понятно, что последует дальше, когда он пойдет гулять, когда прогулка закончится и т. д.
Правильно организованный режим дня способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию дисциплины и ответственности. Со временем ребенок станет более самостоятельным, будет более осмысленно отвечать на заботу родителей.
Главными координаторами в этом процессе выступают, конечно же, родители малыша. Только значимые близкие люди смогут прививать своему ребенку навыки повседневности, умело обрамляя их в правила и нормы. Впоследствии это будет называться поведением!
Обычно малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям не всегда удается придерживаться порядку. В такой ситуации важно помнить, что однажды установленный распорядок дня ребенка должен соблюдаться всегда: не зависимо от погоды, настроения близких, праздничных и выходных дней.
Не стоит игнорировать данный совет, так как запаздывание приема пищи, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе ребенка : он становится вялым или возбужденным, начинает капризничать,плохо засыпает,теряет аппетит.
Также очень важно приучить ребенка ложиться спать и вставать в определенное время.
А в случае точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, кушать, гулять не вызывает у ребенка возражений.
В процессе беседы с родителями психолог обязательно сделает акцент на важных режимных моментах жизни маленького ребенка. Известно, что фундамент поведения ребенка, заложенный родителями еще в его раннем возрасте, будет основой для будущей качественной жизни всей семьи.
Все дети по-разному реагируют на изменения окружающей среды, в связи с этим родителям необходимо всякий раз создавать условия для более комфортной адаптации малыша. Например, для ситуации бодрствования предложите ребенку новые игрушки или интересную игру с привычными игрушками, активные игры, игры-соревнования. Для спокойных моментов дня, например, подготовки ко сну, можно порекомендовать родителям напевать песенки, колыбельные, сделать успокоительный расслабляющий массаж ребенку и т. д.
Показателем правильности режима является соответствующее поведение малыша: он спокоен и активен, интересуется игрушками, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.
Будьте здоровы!