Папки-передвижки

Результаты педагогической деятельности в рамках освоения учебного содержания программы региональной пилотной площадки

Пархоменко Надежда Васильевна
Результаты педагогической деятельности в рамках освоения учебного содержания программы региональной пилотной площадки
▼ Скачать + Заказать документы

Результаты педагогической деятельности в рамках освоения учебного содержания программы региональной пилотной площадки

Наш детский сад №10 «Солнышко» г. Лесозаводска с 2 ноября 2018г. по 1 декабря 2019г. вошел в число региональных площадок в рамках проекта «Образовательные технологии нового поколения», направление «ОТСМ-ТРИЗ» в дошкольном образовании».

Название Проекта пилотной площадки:

«ОТСМ-ТРИЗ - технологии как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного» возраста».

Цель проекта: освоение способов диалогической речи старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ-ТРИЗ.

Публикация «Результаты педагогической деятельности в рамках освоения учебного содержания программы региональной пилотной площадки» размещена в разделах

Описание проекта (аннотация)

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать

«О, как же ты красива!».

Е. Щукина.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является метод ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Почему именно методика ТРИЗ? Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Работа основывается на методическом комплексе по освоению детьми способов познания Т. А. Сидорчук «Я познаю мир», который базируется на общей теории сильного мышления — теории решения изобретательных задач — развитии творческого воображения.

Первые модели мышления, которые позволяют маленькому ребенку усвоить способы познания являются имена признаков, формулировки вопросов, процессы установления причинно-следственных связей, преобразователи. Также необходимо побуждать детей постепенно начинать выполнять некоторые функции педагога, обучая своих сверстников тому, что уже освоили сами, позволяет детям дошкольного возраста получать и развивать опыт коммуникации, развивать речь и другие навыки, обеспечивающие эффективное мышление. Радость успеха при решении проблем, создаст так же внутреннюю мотивацию к освоению нового. Исчезнет страх перед проблемными ситуациями, снизится фактор тревожности ребенка.

Оригинальность и инновационность проекта:

Главная его ценность в том, что он дает умения применить общие правила к конкретной ситуации, находить нестандартные решения в непрестанно меняющихся условиях. Наше педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии. Особенностью работы в данном направлении является ограниченность в сроках и отсутствие возможности планомерно следовать всем этапам, изложенным в методике.

Реализуя данный проект, мы можем предложить следующие результаты:

рост количества детей с высоким уровнем речевого развития.

Оцениваться будет по следующим критериям:

1. умение участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала;

2. умение отвечать на вопросы кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса;

3. умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая, вовремя вступать в разговор, дополнять ответы собеседников;

4. умение детей самостоятельно формулировать и задавать вопросы.

создание благоприятного эмоционального климата в группе;

создание ситуации успеха для каждого участника образовательных отношений;

создание развивающего комплекса «Познавайкин мир».

В период этого времени работа осуществлялась по трем направлениям: организация мероприятий для своих коллег и педагогов других образовательных организаций, работа с детьми, с родителями.

Организация мероприятий для своих коллег и педагогов

других образовательных организаций

1. Пополнили и изучили методическую литературу по данному направлению.

2. По организации работы в режиме пилотной площадки в детском саду была сформирована рабочая творческая группа старшего дошкольного возраста в составе 20 ребят и разработан перспективный план по реализации проекта «ОТСМ-ТРИЗ - технологии как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного» возраста».

3. В своей деятельности мы опирались на маршрутные листы, разработанные авторским составом международной ассоциации ТРИЗ общественной организации «Волга-ТРИЗ» во главе с научным руководителем Т. А. Сидорчук, предназначенные для детей 4-5 лет (средняя группа). Так как именно этот маршрутный лист содержит основные требования, которые необходимо развивать у детей в ходе работы по данной технологии.

4. Провели мастер-класс для педагогов по теме "Модели ОТСМ-ТРИЗ для познавательно-речевого развития детей".

5. Представили опыт профессиональной деятельности на педагогической мастерской «Индивидуализация образования: современный педагогический опыт» в рамках Дней ДВФУ в г. Лесозаводске 27-28 февраля 2019г. по теме «Способы познания элементов ОТСМ-ТРИЗ» (просмотреть видео вы можете, перейдя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1CiUqgzXDmr6OhsoW5lk5IHzwMHCkEQNw).

Работа с детьми.

Оформили развивающий комплекс «Познавайкин мир».

Свои усилия на начальном этапе освоения методов и приемов ОТСМ - ТРИЗ мы направили на ознакомление дошкольников с именами признаков по модели «Объект – Имя признака – Значение признака» (авторы Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук) через систему сенсорных упражнений. Подобранные задания позволяют ребенку познавать свои чувственные ощущения, приобрести опыт выбора при решении проблемных ситуаций, в нахождении новых способов самовыражения и самоутверждения в совместных действиях со сверстниками.

Заполняли в течение всего проекта таблицу-подсказку: что могут анализаторы рассказать о предмете.

Занятие по теме: «Путешествие в страну чувств» цель: продолжать систематизировать знания о возможностях анализаторов; формировать у детей умение наделять явления и объекты фантастическими свойствами (просмотреть занятие вы можете, перейдя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/13Uaegh_OkXEOTbSVoFnut8ShZcGzNDRE).

Учили выстраивать причинно-следственные цепочки с опорой на сочетание «если-то»; развивали причинно-следственный стиль мышления.

Осваивали с детьми способы формулировки вопросов

Для этого мы изготовили карточку «Вопросников».

С детьми придумали схемы вопросов и разместили их на «Зонтик-вопросник».

Затем стали тренироваться самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и читать вопрос. По мере освоения имен признаков вводили значки признаков на карточку формулировки вопросов. Знания детей закрепляли с помощью интересных игр и упражнений.

Дети учили друг друга составлять вопросы по схеме.

Этот этап работы дался ребятам нелегко.

Дети поучаствовали в IX Всероссийской дистанционной олимпиаде по ТРИЗ.

С 3-11 июня провели мониторинг, в процессе которого использовались разные методы диагностики: наблюдение, игровые ситуации, дидактические игры.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Обобщение полученных результатов.

Дети владеют приемами обследования предметов с помощью анализаторов, пытаются описать ощущения словами.

Совершенствуется умение детей различать и обозначать словом значения признаков: температура, влажность, рельеф, цвет, форма, количество, местоположение, части объекта; запах; звук; вкус; выделять разные признаки объектов и их значения в окружающей обстановке в группе и на улице, на картинках и в играх.

Дети узнают объект по описанию, составленному педагогом («Узнай объект по описанию»); пытаются сами рассказывать об объекте («Цепочка признаков», а также составить и прочитать вопросы к объекту («Карусель вопросов»).

Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи;

Пополнился пассивный, полупассивный и активный словарь детей. Обогатились игры детей в свободной деятельности, появилось желание самостоятельно обследовать объект.

Данные мониторинга показали положительную динамику в развитии диалогической речи. Наибольшая динамика отмечена в развитии активного словаря детей, что объясняется высокой эффективностью использования моделей мышления «объект - имя признака -значение имени признака», а также освоением детьми других способов познания.

Работа с родителями

1. Провели мастер-класс для родителей в форме игры «Пойми меня» на тему: «Формирование творческих способностей родителей по технологии ТРИЗ».

2. Собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада с помощью ТРИЗ - игр».

Заключение.

Сколько раз, мы задавали себе вопрос: как научить детей жить в быстро изменяющемся мире, как сделать процесс развития речи ненавязчивым, привлекательным, радостным. Ответы искали в методических журналах, научной литературе и других источниках. Слышали про технологию ТРИЗ, но она не привлекла нас, т. к. многое было не понятным. И вот в декабре 2018г. По велению судьбы мы попали на курсы повышения квалификации. Там замечательные педагоги познакомили нас с применением ОТСМ-ТРИЗ-инструментов в дошкольном образовании". Оказалось, все не понятное и недоступное просто.

Участие в реализации проекта пилотной площадки стало мощным стимулом в освоении новых способов мышления, в разработке необходимых пособий дидактических игр, в оформлении уголка «Познавайкин мир». Уголок получился ярким и очень удобен в использовании.

Небольшой опыт работы и наблюдения показывают, что данная игровая деятельность приходиться по душе нашим детям и вызывает у них большой интерес.

Использование технологии ОТСМ-ТРИЗ приводит к хорошим результатам в развитии детей: обследование показывает положительную динамику в речевом развитии, ребята способны проводить сенсорный анализ объектов окружающего мира, называют до 17 признаков, выясняя причинно-следственные связи между объектами, составляют и читают вопросы к объекту, становятся более уверенными в себе.

Немаловажно и то, что этот процесс положительно влияет на взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах.

Участие родителей в проектной деятельности значительно обогатило её содержание. Они выражают высокую степень удовлетворённости от возможности быть сопричастными к интересным событиям в детском саду.

Подводя итог, можем с уверенностью отметить преимущество ТРИЗ технологии перед традиционными средствами обучения.

В следующем учебном году следует сделать акцент на обучение детей рассказыванию с использованием наглядного моделирования (работа с картинками разного жанра, составление текстов сказочного содержания, заучивание стихотворений и др.).

Подготовила:

воспитатель Пархоменко Н. В.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 "Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией" (по результатам.

Фотоотчет о проведении музейных уроков в рамках региональной программы «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края»Фотоотчет о проведении музейных уроков в рамках региональной программы «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» Приобщение к культурному и историческому прошлому Пензенского края в нашем дошкольном образовательном учреждении достигается слаженной работой.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Экологическая акция «Бездомные животные» в ДОУЭкологическая акция «Бездомные животные» в ДОУ *** Полюбите собаку безродную, Одинокую, беспородную. Не беда, если шерсть вся в репьях - Посмотрите на чувства в глазах… Приласкайте.

Оформление площадки в рамках конкурса, посвященного 80-летию Краснодарского краяОформление площадки в рамках конкурса, посвященного 80-летию Краснодарского края У всех живущих на земле людей, есть свой уголок, своя малая Родина. Для меня и многих моих знакомых, односельчан таковой малой Родиной является.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Наполняемость предметно-развивающей среды в старшей группе в рамках краеведческой программы «Березника, мои Березники».Наполняемость предметно-развивающей среды в старшей группе в рамках краеведческой программы «Березника, мои Березники». Цель: Формировать знание детей о безопасном поведении на улицах города Березники. Приобщать детей к традициям родного города; формировать.

Развитие содержания программы ДОО компенсирующего вида Совершенствование работы по содержанию Программы включает: • тщательное изучение материалов Программы; • корректировка содержания, дополнения,.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Минченко Н. В. за 2018–2019 учебный год Общая характеристика группы. В старшей группе на начало учебного года - 6 мальчиков. По решению.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Результаты педагогической деятельности в рамках освоения учебного содержания программы региональной пилотной площадки
Опубликовано: 10 мая 2020 в 18:24
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Результаты педагогической деятельности в рамках освоения учебного содержания программы региональной пилотной площадки» (включая файлы) размещена пользователем Пархоменко Надежда Васильевна (УИ 2188424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД